Их первая национализация

 

"Уважаемые пассажиры! Сохраняйте спокойствие - это не захват, это национализация. Мы не причиним вам вреда. Мы только хотим вернуть то, что принадлежит нам по праву. Вернуть нам с вами, то есть народу, обманутому и ограбленному за последние 15 лет…" Этими словами начинал свою речь главный оратор Михаил Котелев при входе революционного студенческого отряда в очередной "национализированный" пермский автобус.

…В то время, как пенсионеры безнадежно просили и требовали от власти различных уровней вернуть им льготы, пермские студенты 11 февраля просто национализировали требуемые им для проезда автобусы. Лозунг "Права не дают, права берут" был для организаторов акции не пустой фразой, а руководством к прямому действию. Среди этих организаторов значились свежесозданный Студенческий Координационный Комитет и профсоюз "Студенческая Солидарность".

Акция началась обычным санкционированным пикетом, правда в необычном для этого месте: на привокзальной площади Перми 2-й. Над головными уборами граждан, ожидающих транспорта и остолбеневающими прохожими развевались красные флаги. Молодые люди, легко опознаваемые в толпе по красным повязкам с надписью "Ревком" раздавали листовки с "Декретом о национализации". Таким образом левые активисты пытались донести до власти и общества свои требования сохранить муниципальный транспорт, вернуть транспортные льготы социально незащищенным слоям населения, а также выразить протест обещанному на март повышению оплаты за проезд.

События развивались динамично. Национализаторы давали интервью прессе. Вооруженная до зубов группа сотрудников милиции на всякий случай заняла позицию у железнодорожных путей, приготовившись отразить любую попытку пикетчиков настаивать на своих требованиях посредством блокады рельсов. Внезапно, по команде, отряд из 25 "ревкомовцев" бросился на штурм подъехавшей маршрутки под номером 68.

На просьбу студенческого лидера сохранять спокойствие, - ведь это же, в конце концов, не захват, это национализация! - кондуктор отреагировала как последний буржуй (тот самый, что должен, согласно анархической заповеди, повеситься на кишках последнего бюрократа чтобы человечество стало счастливым). Когда же Вадим Лагутенко из РРП прочитал в назидание разбушевавшейся тетеньке статью закона "О предпринимательской деятельности", требующую применения контрольно-кассового аппарата при любых наличных расчётах терпение хранительницы частнособственнических интересов лопнуло. Вырвав закон из рук активиста, кондуктор с яростью разорвала его в клочки. Это вызвало у атакующих шквал веселья. Студенты продолжали раздавать пассажирам листовки и газеты, произносить речи в защиту общественного (а не частного!) транспорта, а за проезд платить категорически отказывались.

Через пару остановок отряд оставил автобус, чтобы расширить поле агитации. Последовавшая атака на 14т чуть было не обернулась превращением тешки в революционный штаб: кондуктор отказалась везти студентов бесплатно и велела шофёру остановиться. Оккупанты с восторгом восприняли идею расположиться здесь, посреди улицы Луначарского, надолго. Но водитель здраво рассудил, что лучше быть ревавтобусом, чем ревштабом и двинул дальше по маршруту.

Кто-то из пассажиров проявлял сдержанный интерес, но в целом публика выглядела несколько пришибленной шумным зрелищем. Она привыкла, что за все надо платить столько, сколько спросят, и если бы завтра приватизировали воздух, она бы, публика, наверное не удивилась. Что ж, если деньги есть, отчего бы не заплатить. А если же у некоторых стипендия 160 рублей, а студенческий проездной стоит 200? Тогда, как провозгласил автобусный оратор, "…в следующий раз мы национализируем танки и бронепоезда, и тогда ОНИ сами заплатят нам за всё!"

По отработанному сценарию агитация охватила один за другим четыре автобуса. Среди штурмовиков находит живой отклик предложение о национализации других предприятий. В последнем автобусе воодушевленные студенты на прощание спели "Варшавянку". Кондуктор, на этот раз вполне лояльная, кажется, умилилась и даже растрогалась.

Вот так участникам акции, а также сопровождавшим их многочисленным журналистам ненадолго удалось ввести бесплатный проезд для студентов города Перми. Ура, товарищи.

 

Антонина Нелегалова