Как решать проблемы транспорта

 

Утренняя электричка на Москву. Время еще ранее, поэтому народу не так уж и много – вагоны внутри пустые. То есть не то чтобы совсем пустые – все сидячие места заняты, кое-кто даже стоит в проходах, но вообще проходы свободные. То есть людей в вагон может войти еще много. Тем не менее люди на станциях не могут сесть в электричку. Потому что хотя в середине вагоны свободные, но во всех тамбурах – как сельдей в бочке. Не сговариваясь, упорно остаются в переполненных тамбурах и не желают проходить в пустой просторный вагон. Почему? А как же, вдруг придется выходить, а тамбур накрепко закупорен.

Вот эта электричка подъезжает к платформе, расположенной рядом со станцией метро. Люди, выходящие из электрички, не идут спокойно, а все как один несутся бегом, из всех сил, наперегонки, обгоняя и расталкивая друг друга. Неужели они все опаздывают на работу? Может, и опаздывают. Но бегут не поэтому. Дело в том, что между станцией и улицей установлены турникеты. В помещении, где стоят турникеты, много дверей, но открыта только одна из них. Если не успеешь добежать до этой двери и до турникетов них первым из толпы – то наглухо застрянешь в толпе. Немного спасают ситуацию многочисленные «зайцы», которые перепрыгивают через турникеты или пролазят под ними – это значительно быстрее, чем проходить через турникет по легально купленному билету.

Вот мы в метро. После того, как были отменены льготы, на станциях настоящий кошмар: к двум (а иногда и к одному) открытому окошечку кассы многометровые очереди, изгибающиеся змеей и заполняющие всё пространство. До отмены льгот такой кошмар был лишь раз в месяц (первого числа каждого месяца, когда продавались проездные на месяц). Сейчас такое каждый день. Когда были льготы, в метро было лучше.

Итак, вы прошли в метро. Полюбуйтесь, что там творится по утрам на переходе между «Новослободской» и «Менделеевской» или по вечерам на переходе между «Боровицкой» и «Библиотекой имени Ленина» (на этих переходах открывается хорошая панорама собирающейся толпы – такого не было никогда раньше). Единственная мысль, которая возникает при взгляде на такое скопление народа: «Столько бы людей да на наши митинги». Впрочем, в последнее время на наших митингах иногда собирается и столько…

Итак, несмотря ни на превзошедшее все пределы количество частного транспорта на улицах Москвы, несмотря на превзошедший все пределы рост платы за проезд, тем не менее система общественного транспорта Москвы, созданная в советское время, оказалась абсолютно не приспособленной к условиям, сложившимся при капитализме. Причина этой ситуации ясна: в советское время строители метро и других видов транспорта рассчитывали его пропускную способность исходя из численности населения. Но при капитализме промышленность в малых городах обречена на уничтожение, и, как результат, все люди оттуда едут работать в мегаполисы, потому что у себя дома найти работу невозможно. Поэтому численность людей, пользующихся общественным транспортом, оказалась значительно больше, чем было заложено в проектах.

Как решать эту проблему? Можно предложить три варианта.

Первый вариант – капиталистический – то есть делать то, что делает нынешняя власть – повышать, повышать и повышать плату за проезд, а кто не хочет платить – тех заставлять – через турникеты на электричках, турникеты в автобусах, отмену льгот и проч. Возможно, часть людей, неспособных платить, не будут пользоваться транспортом, и тогда он разгрузится. Именно под этот вариант подстраивается транспортное машиностроение. Заметьте, в каждой последующей модели количество сидячих мест уменьшается по сравнению с предыдущей. Сравние хотя бы классический ЛиАЗ-677 (который в советское время и считался-то маломестным) с современными "ЛиАЗами". Или не менее классический ПАЗ-672 с современными "пазиками". Или привычные всем синие вагоны метро на новые вагоны типа "Яуза" или "Русич". А если люди все равно будут платить, несмотря на все повышения (как в том бородатом анекдоте про «вводите рабочим входную плату на завод») – то что ж, возможно, таким образом и удастся собрать средства на строительство новых линий. Но, по нашему мнению, такой способ антигуманный.

Второй вариант – социалистический - отмотать пленку истории на 20-30 лет назад, когда у каждого человека были все шансы найти достойную работу в своем городе, и поэтому им не было необходимости ездить в Москву. Если бы реставрации капитализма не было, то это было бы оптимальным вариантом. Но, увы, сегодня такой вариант уже утопичен – те, кто перебрался в Москву, особенно из дальних регионов, не будут возвращаться в свои города, даже если там установить хорошую жизнь.

Поэтому наиболее оптимален третий вариант – коммунистический. Признав тот факт, что пассажиропоток больше, чем пределы технических возможностей транспорта (а после того, как мы снизим плату за проезд и вернем льготы, станет еще больше), надо сделать вывод, что решать эти проблемы надо не путем махинаций с ценами, а путем научно-технического прогресса. А именно, поставить вопрос о строительстве новой транспортной сети, которая будет соответствовать растущим потребностям советского человека. Тем более что имеющиеся программы решения существующей энергетической проблемы через добычу гелия-3 ставят вопрос о большом строительстве новых городов (о чем можно посмотреть, например, в статье про типовой проект лунной базы). Вот в них и будеи опробовать новые технические достижения.


P.S.Через несколько лет после написания данного материала возник ещё один путь решения транспортной проблемы - феодальный


В продолжение мемы: Передовой опыт Австрии по решению транспортных проблем