НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК

На велосипед!

Людмила Бутузова

Минтранс может пойти на массовую приватизацию городского

пассажирского транспорта. Что из этого получится? Наш корреспондент

отправился в один из типичных российских городов

 

Пассажиры-"льготники" обанкротили перевозчиков.

В отместку их заставят ходить пешком

По "маршруткам" в Орле можно сверять часы - они подлетают к

остановкам каждые 15 секунд. 200 частных автобусов с этого года

работают на 50 линиях, практически соединив между собой все

городские окраины. У муниципального транспорта еще со времен

советской власти всего 18 маршрутов, машин на линиях в два раза

меньше, чем у предпринимателей.

- Все идет к тому, что частный извоз победит, а нашу богадельню

прикроют, - сказал корреспонденту "МН" водитель автобусного парка

Виктор Изотов. - Ну и ладно, арендую машину и буду без проблем

бомбить деньги на свой карман.

Многие напарники так уже сделали. Виктор пока терпит за 3200 рублей

в месяц, потому что сознательный. Еще ему доплачивают сотню

"кондукторских". Работницы долго не выдерживают на "маршрутах

коммунизма", увольняются. Почему так? Изотов пригласил прокатиться.

МАРШРУТ КОММУНИЗМА

Маршрут его одиннадцатого автобуса самый обычный - протяженность 12

км, от Выгонки до Веселой Слободы. Билет - 4 рубля. В "маршрутках",

без конца снующих в том же направлении, проезд - пятерка, ехать

просторно. Но, судя по скоплению на остановках, пассажиры

предпочитают общественный транспорт.

Погрузились. "Граждане! Передавайте за проезд!" - надрывается

Виктор. В ответ на призыв шевельнулись всего трое, у остальной толпы

никакой реакции. На конечной водитель закрыл двери и полез в гущу

собирать урожай. Не очень-то разжился. Вместо денег пассажиры совали

ему разные "корочки", что означало их узаконенное право ехать в

автобусе бесплатно. Пенсионеров и милиционеров в штатском, на мой

взгляд, было подозрительно много. Интересно, куда им всем приспичило

в такую рань?

Изотов пожал плечами: да хоть на дачу, привилегии есть, куда хотят,

туда и катаются. С непривилегированных в результате налета он собрал

рублей сорок. К концу рабочего дня набралось полтысячи, да и то если

считать вместе с разбросанными по салону пуговицами. Ругался. По его

мнению, бесплатно возить можно только старичков и старушек,

трудоспособные того не заслужили. А сам поехал домой на халяву.

По федеральному законодательству право на льготный проезд в

общественном транспорте имеют 56 категорий населения. Вначале

государство послушалось Изотова и обласкало только пенсионеров и

неимущих. Потом пошло навстречу министерствам и ведомствам, сумевшим

доказать, что они тоже нищие, работники не имеют возможности ездить

на службу за свой счет. Каким казусом обернется государственное

милосердие "для всех", наверху, похоже, и не задумывались. Но,

например, в Орле из 300 000 жителей льготами на транспорте

пользуются теперь 140 000 человек. В городах покрупнее и соотношение

побольше.

ОТНИМИ ПОПРОБУЙ

- Льготы угробили общественный транспорт, - возмущается директор

муниципального предприятия "Орелэлектротранс" Виталий Верцов. -

Сразу было ясно, что они не обеспечены бюджетом. Транспортникам

чисто по-советски выкручивают руки: ищите ресурсы! Где я возьму? У

меня же трамваи, троллейбусы - им ни налево, ни направо. Что власти

подкинут, на том и ездим.

Скоро вроде бы вообще никуда не поедут - кредиторы грозят описать за

долги имущество "Электротранса" и рельсы закатать асфальтом. С

перепугу на предприятии сократили 500 лишних работников. Чуть-чуть

полегчало, но поднялись тарифы на электроэнергию и съели всю

экономию.

У автобусников дела не лучше. Начальство рассказывает, что машины -

рухлядь, приговорены в металлолом еще накануне перестройки. Поэтому

на линии выпускают только половину транспорта, остальной - в

хроническом ремонте. Водители "не для печати" сплетничают, будто эти

"хроники" чудодейственным образом оживают на "левых" рейсах.

Возможно, наговаривают на себя, потому что даже в кабинетах мэрии

предрекают, что при нынешней убыточности общественный транспорт

испустит дух. Поддерживать его конкурентоспособность

административными мерами в рыночных условиях все труднее и труднее.

- Тяжкое положение общественного транспорта преувеличено, -

утверждает независимый эксперт областной транспортной комиссии

Василий Ставцев. - Так сложилось, что в этой сфере запоздали с

реформами. Но на самом деле предприятия живут вполне по-рыночному, а

дотации и компенсации за тех же льготников хотят получать

по-старому. Они их и имеют. Пусть не из бюджета, но благодаря

основной массе пассажиров, которые платят за проезд свои кровные

четыре рубля.

Платежеспособных орловцев это наверняка не порадует, но

транспортники никому и не рассказывают, что себестоимость одной

поездки гораздо меньше рубля. Власти, конечно, в курсе, но из-за

бюджетной скудости вынуждены давать "добро" на рост тарифов. Так

что, похоже, большинство в автобусе платит не только за себя, но и

"за того парня", которому положено ездить бесплатно.

Руководители предприятий яростно отбиваются, что такие подсчеты

верны только на бумаге. Чтобы развиваться, покупать технику и

платить работягам нормальную зарплату, государство должно отдать им

все, что задолжало. Иначе...

В прошлом году транспортники вместе со своими лоббистами из

горсовета додумались, как проучить должников. Четверть автобусов и

троллейбусов вышла на линии под видом "экскурсионных" - с музыкой и

табличкой "Без льгот". Песни поручили водителям, а двери -

кондукторам в тяжелом весе. Доходило до драки, но ни одна льготная

птица не долетела до салона. Пострадавших оказалось слишком много,

газеты подняли шум о наступлении на права человека, вмешалась

прокуратура, и лавочку прикрыли. Инициаторы до сих пор оправдываются

перед оскорбленным народом, уверяют в СМИ, что, пока живы социально

не защищенные, будут действовать и льготы для них.

СУД ДА ДЕЛО

В Орловской мэрии считают, что в столкновении пассажиров и

транспортников виноваты журналисты: приплели политику к

элементарному экономическому вопросу и тем самым сделали всем только

хуже. Вон, говорят, в Ростове и Краснодаре никто не возникал, и весь

муниципальный транспорт перешел на коммерческие рельсы. К соседям в

Воронеж посылали даже за опытом. У них там трамвайные рельсы вообще

аннулировали, а в автобусах отведено всего по пять бесплатных мест:

успел - сел, не успел - плати или полдня отдыхай на остановке.

- После скандала в Орле депутаты на это не согласились, - рассказал

профбосс обкома транспорта Владимир Савельев. - Предлагают

пассажиров не ущемлять, а отсуживать деньги для льготников у

федерального правительства. В принципе нас и президент поддержал.

Правда, косвенно - выразил сожаление, что вся финансовая тяжесть по

транспорту переложена на муниципалитеты. Лучше бы приказал кому

надо.

Из-за того что президент приказать не догадался, орловцы выиграли

всего один суд - у Министерства социальной защиты, да и то денег не

получили. Силовые ведомства на иски о выделении компенсации за

бесплатный проезд сотрудников дали в регион короткий ответ типа

"есть закон, исполняйте, а не то..." Короче, еще и посадят

перевозчиков за их доброту.

Между тем как-то само собой, без шума и пыли, на городских маршрутах

взамен "экскурсионных" объявились "дополнительные" автобусы, на

пригородных рейсах 90 процентов машин работают без льгот. Так же,

по-тихому, городской бюджет на этот год урезал расходы на

муниципальный транспорт. Но зато чуть не каждую неделю "по просьбам

трудящихся" открываются частные маршруты.

- Понятно, что пассажиров-"льготников" прижимают со всех сторон и в

конце концов вынудят платить или ходить пешком, - разоблачает

хитрости специалист антимонопольного комитета Дмитрий Круглов. -

Государство само толкает к этому. Об адресных дотациях много лет

одни разговоры, на самом деле правительству проще выделить

обезличенные деньги "на общественный транспорт". Потому что это

всего 10 рублей в месяц на одного льготника. Дать такую сумму,

например, пенсионеру просто стыдно. Он и до поликлиники не доедет.

Честнее раз и навсегда разобраться со всеми льготами.

Без этого, считают в провинции, какие-либо реформы в сфере

пассажирских перевозок лучше не начинать. Тем более приватизацию

общественного транспорта, которую сулит министерство. Кто-то,

безусловно, выгодает. Региональные власти избавятся от головной боли

за муниципальный транспорт. Транспортники получат рыночную свободу

возить народ только за деньги. Загвоздка только в льготниках - их

все-таки полгорода, не всем понравится ходить пешком.

- Да все будет путем, - засмеялся над тревогами водитель Изотов

Виктор. - Всем пообещают велосипеды, и народ со временем утешится.

Орел

Ваше имя: E-mail:

Пароль: (для зарегистрированных пользователей)

Этот материал: Хороший Никакой Плохой