НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК
На велосипед!
Людмила Бутузова
Минтранс может пойти на массовую приватизацию городского
пассажирского транспорта. Что из этого получится? Наш корреспондент
отправился в один из типичных российских городов
Пассажиры-"льготники" обанкротили перевозчиков.
В отместку их заставят ходить пешком
По "маршруткам" в Орле можно сверять часы - они подлетают к
остановкам каждые 15 секунд. 200 частных автобусов с этого года
работают на 50 линиях, практически соединив между собой все
городские окраины. У муниципального транспорта еще со времен
советской власти всего 18 маршрутов, машин на линиях в два раза
меньше, чем у предпринимателей.
- Все идет к тому, что частный извоз победит, а нашу богадельню
прикроют, - сказал корреспонденту "МН" водитель автобусного парка
Виктор Изотов. - Ну и ладно, арендую машину и буду без проблем
бомбить деньги на свой карман.
Многие напарники так уже сделали. Виктор пока терпит за 3200 рублей
в месяц, потому что сознательный. Еще ему доплачивают сотню
"кондукторских". Работницы долго не выдерживают на "маршрутах
коммунизма", увольняются. Почему так? Изотов пригласил прокатиться.
МАРШРУТ КОММУНИЗМА
Маршрут его одиннадцатого автобуса самый обычный - протяженность 12
км, от Выгонки до Веселой Слободы. Билет - 4 рубля. В "маршрутках",
без конца снующих в том же направлении, проезд - пятерка, ехать
просторно. Но, судя по скоплению на остановках, пассажиры
предпочитают общественный транспорт.
Погрузились. "Граждане! Передавайте за проезд!" - надрывается
Виктор. В ответ на призыв шевельнулись всего трое, у остальной толпы
никакой реакции. На конечной водитель закрыл двери и полез в гущу
собирать урожай. Не очень-то разжился. Вместо денег пассажиры совали
ему разные "корочки", что означало их узаконенное право ехать в
автобусе бесплатно. Пенсионеров и милиционеров в штатском, на мой
взгляд, было подозрительно много. Интересно, куда им всем приспичило
в такую рань?
Изотов пожал плечами: да хоть на дачу, привилегии есть, куда хотят,
туда и катаются. С непривилегированных в результате налета он собрал
рублей сорок. К концу рабочего дня набралось полтысячи, да и то если
считать вместе с разбросанными по салону пуговицами. Ругался. По его
мнению, бесплатно возить можно только старичков и старушек,
трудоспособные того не заслужили. А сам поехал домой на халяву.
По федеральному законодательству право на льготный проезд в
общественном транспорте имеют 56 категорий населения. Вначале
государство послушалось Изотова и обласкало только пенсионеров и
неимущих. Потом пошло навстречу министерствам и ведомствам, сумевшим
доказать, что они тоже нищие, работники не имеют возможности ездить
на службу за свой счет. Каким казусом обернется государственное
милосердие "для всех", наверху, похоже, и не задумывались. Но,
например, в Орле из 300 000 жителей льготами на транспорте
пользуются теперь 140 000 человек. В городах покрупнее и соотношение
побольше.
ОТНИМИ ПОПРОБУЙ
- Льготы угробили общественный транспорт, - возмущается директор
муниципального предприятия "Орелэлектротранс" Виталий Верцов. -
Сразу было ясно, что они не обеспечены бюджетом. Транспортникам
чисто по-советски выкручивают руки: ищите ресурсы! Где я возьму? У
меня же трамваи, троллейбусы - им ни налево, ни направо. Что власти
подкинут, на том и ездим.
Скоро вроде бы вообще никуда не поедут - кредиторы грозят описать за
долги имущество "Электротранса" и рельсы закатать асфальтом. С
перепугу на предприятии сократили 500 лишних работников. Чуть-чуть
полегчало, но поднялись тарифы на электроэнергию и съели всю
экономию.
У автобусников дела не лучше. Начальство рассказывает, что машины -
рухлядь, приговорены в металлолом еще накануне перестройки. Поэтому
на линии выпускают только половину транспорта, остальной - в
хроническом ремонте. Водители "не для печати" сплетничают, будто эти
"хроники" чудодейственным образом оживают на "левых" рейсах.
Возможно, наговаривают на себя, потому что даже в кабинетах мэрии
предрекают, что при нынешней убыточности общественный транспорт
испустит дух. Поддерживать его конкурентоспособность
административными мерами в рыночных условиях все труднее и труднее.
- Тяжкое положение общественного транспорта преувеличено, -
утверждает независимый эксперт областной транспортной комиссии
Василий Ставцев. - Так сложилось, что в этой сфере запоздали с
реформами. Но на самом деле предприятия живут вполне по-рыночному, а
дотации и компенсации за тех же льготников хотят получать
по-старому. Они их и имеют. Пусть не из бюджета, но благодаря
основной массе пассажиров, которые платят за проезд свои кровные
четыре рубля.
Платежеспособных орловцев это наверняка не порадует, но
транспортники никому и не рассказывают, что себестоимость одной
поездки гораздо меньше рубля. Власти, конечно, в курсе, но из-за
бюджетной скудости вынуждены давать "добро" на рост тарифов. Так
что, похоже, большинство в автобусе платит не только за себя, но и
"за того парня", которому положено ездить бесплатно.
Руководители предприятий яростно отбиваются, что такие подсчеты
верны только на бумаге. Чтобы развиваться, покупать технику и
платить работягам нормальную зарплату, государство должно отдать им
все, что задолжало. Иначе...
В прошлом году транспортники вместе со своими лоббистами из
горсовета додумались, как проучить должников. Четверть автобусов и
троллейбусов вышла на линии под видом "экскурсионных" - с музыкой и
табличкой "Без льгот". Песни поручили водителям, а двери -
кондукторам в тяжелом весе. Доходило до драки, но ни одна льготная
птица не долетела до салона. Пострадавших оказалось слишком много,
газеты подняли шум о наступлении на права человека, вмешалась
прокуратура, и лавочку прикрыли. Инициаторы до сих пор оправдываются
перед оскорбленным народом, уверяют в СМИ, что, пока живы социально
не защищенные, будут действовать и льготы для них.
СУД ДА ДЕЛО
В Орловской мэрии считают, что в столкновении пассажиров и
транспортников виноваты журналисты: приплели политику к
элементарному экономическому вопросу и тем самым сделали всем только
хуже. Вон, говорят, в Ростове и Краснодаре никто не возникал, и весь
муниципальный транспорт перешел на коммерческие рельсы. К соседям в
Воронеж посылали даже за опытом. У них там трамвайные рельсы вообще
аннулировали, а в автобусах отведено всего по пять бесплатных мест:
успел - сел, не успел - плати или полдня отдыхай на остановке.
- После скандала в Орле депутаты на это не согласились, - рассказал
профбосс обкома транспорта Владимир Савельев. - Предлагают
пассажиров не ущемлять, а отсуживать деньги для льготников у
федерального правительства. В принципе нас и президент поддержал.
Правда, косвенно - выразил сожаление, что вся финансовая тяжесть по
транспорту переложена на муниципалитеты. Лучше бы приказал кому
надо.
Из-за того что президент приказать не догадался, орловцы выиграли
всего один суд - у Министерства социальной защиты, да и то денег не
получили. Силовые ведомства на иски о выделении компенсации за
бесплатный проезд сотрудников дали в регион короткий ответ типа
"есть закон, исполняйте, а не то..." Короче, еще и посадят
перевозчиков за их доброту.
Между тем как-то само собой, без шума и пыли, на городских маршрутах
взамен "экскурсионных" объявились "дополнительные" автобусы, на
пригородных рейсах 90 процентов машин работают без льгот. Так же,
по-тихому, городской бюджет на этот год урезал расходы на
муниципальный транспорт. Но зато чуть не каждую неделю "по просьбам
трудящихся" открываются частные маршруты.
- Понятно, что пассажиров-"льготников" прижимают со всех сторон и в
конце концов вынудят платить или ходить пешком, - разоблачает
хитрости специалист антимонопольного комитета Дмитрий Круглов. -
Государство само толкает к этому. Об адресных дотациях много лет
одни разговоры, на самом деле правительству проще выделить
обезличенные деньги "на общественный транспорт". Потому что это
всего 10 рублей в месяц на одного льготника. Дать такую сумму,
например, пенсионеру просто стыдно. Он и до поликлиники не доедет.
Честнее раз и навсегда разобраться со всеми льготами.
Без этого, считают в провинции, какие-либо реформы в сфере
пассажирских перевозок лучше не начинать. Тем более приватизацию
общественного транспорта, которую сулит министерство. Кто-то,
безусловно, выгодает. Региональные власти избавятся от головной боли
за муниципальный транспорт. Транспортники получат рыночную свободу
возить народ только за деньги. Загвоздка только в льготниках - их
все-таки полгорода, не всем понравится ходить пешком.
- Да все будет путем, - засмеялся над тревогами водитель Изотов
Виктор. - Всем пообещают велосипеды, и народ со временем утешится.
Орел
Ваше имя: E-mail:
Пароль: (для зарегистрированных пользователей)
Этот материал: Хороший Никакой Плохой