Путин и Сечин разошлись во взглядах на перспективы российского автопрома

 

Газета «Коммерсантъ» 28 мая 2008 года рассказала про визит Путина вместе с новоназначенным промышленным вице-премьером Игорем Сечиным на АвтоВАЗ. Интересно то, что эти чиновники не сошлись во взглядах на позицию отечественного автопрома. Так, в статье под заголовком «Автопром припарковался к Игорю Сечину» говорится:

«Правительство готовит новую кампанию в поддержку отечественного автопрома, направленную на вытеснение с рынка подержанных автомобилей. Соответствующие предложения автозаводов одобрил вице-премьер Игорь Сечин, готовивший вчерашнее совещание автопроизводителей с главой правительства Владимиром Путиным.

По словам ряда федеральных чиновников, подготовкой совещания занимался Игорь Сечин. 17 мая он впервые встретился с главами российских автозаводов, познакомился с ними и выслушал предложения по развитию отрасли. Все опрошенные "Ъ" автопроизводители признавались тогда, что остались довольны встречей, потому что новый вице-премьер "готов внимательно слушать и вникать в детали проблем".

Действительно, Игорь Сечин сразу же поручил Минпромторгу доработать "Комплекс мер по развитию российского автопрома" с учетом предложений участников рынка. Уже 19 мая Минпромторг отправил проект документа на согласование в Минэкономразвития. Такой скорости в доработке документов чиновники не демонстрировали давно ("Комплекс мер по развитию автопрома" разрабатывается с августа 2007 года). Заместитель главы Минпромторговли Андрей Дементьев попросил Минэкономразвития согласовать документ "в установленные протоколом сроки", сославшись на поручение Игоря Сечина (письмо господина Дементьева имеется в распоряжении "Ъ", конкретные сроки не уточняются). Официально в министерствах ситуацию не комментируют.

По словам одного из чиновников, Владимир Путин неслучайно встретился с главами автозаводов именно в "Алабуге", где работают предприятия "Северсталь-авто". Собеседник "Ъ" утверждает, что компания выступила основным лоббистом поправок в "Комплекс мер...". Предложения "Северсталь-авто" в основном сводятся к изменениям в таможенном и налоговом регулировании. "Северсталь-авто" предлагает создать условия, при которых покупка и эксплуатация старой техники будет невыгодна. Помимо роста пошлин на иномарки возрастом три-пять лет до уровня новых (то есть 25%, но не менее €1 тыс. в зависимости от объема двигателя) компания выступает за кратное повышение транспортного налога для юридических лиц, использующих подержанные авто.

Другим препятствием для развития автопроизводства в России автозаводы считают отверточную сборку. "Северсталь-авто" предлагает ввести пошлины на импорт окрашенных автомобильных кузовов в размере 15%, но не менее €5 тыс. за кузов (сейчас 15%). Это мера ударит, в частности, по ЗАО "Автотор", которое собирает до 100 тыс. иномарок в год методом отверточной сборки».

 

С деталями предложений можно и нужно спорить – поддерживать отечественное машиностроение нужно не изменениями пошлин, а, скажем так, нерыночными мерами. Начиная с пересадки президентов-премьеров с «Мерседесов» на ЗИЛы-«членовозы», заканчивая разработкой принципиально новых транспортных средств – тех же электромобилей, которые вытеснили бы бензиновый транспорт. Однако в целом изложенные ниже предложения выглядят логичными – высшие чиновники обязаны развивать промышленность своего государства хотя бы на словах.

Однако совсем иную, антипатриотическую позицию занял персонально премьер Путин. Соответствующая заметка об этом так и называется: «Владимир Путин отказался от великодержавных амбиций». И поясняется: «Премьер Владимир Путин в Нижнекамске, где собирают микроавтобусы Fiat Dukato, заявил вчера, что магистральный путь российской автомобильной промышленности — "кооперация с ведущими мировыми автоконцернами и сборка", а не попытки реанимирования отечественных марок». Помимо леденящей душу истории об обеде Путина в рабочей столовой за 37 рублей (когда у кассирши не оказалось сдачи с 500 рублей, а более мелких купюр наши вожди не держат в принципе), там рассказывается:

«На совещании по проблемам развития российского автотранспорта господин Путин сказал, что объем рынка автотранспорта в России сегодня — $40 млрд.

— Правда, в прошлом году только 25% проданных автомобилей были российскими,— безо всякой, впрочем, тревоги в голосе заметил он.

Как стало понятно, премьер определился с тем, как должна развиваться автомобильная отрасль. И его выводы не обрадуют поклонников российских автомобилей.

— Считаю, в таких условиях нужны не высокомерные великодержавные амбиции, а холодный расчет,— произнес он.— У нас в конце концов была сделана ставка на автомобильную кооперацию с ведущими мировыми автоконцернами и на организацию сборки в России. Все можем сделать! У нас все для этого есть!

После этого меня не удивило, что совещание продолжилось в закрытом режиме».

Без комментариев.