Путём акций протеста можно заставить власти вернуть нормальный транспорт

 

От редакции сайта: предлагаем вашему вниманию статью из газеты «Россия» за 26 марта 2009 года. Из нее можно сделать следующие показательные выводы:

1)      практически везде общественный транспорт уничтожен – автобусы полностью переданы в руки частных владельцев, которые только и алчут повышения цен, а электротранспорт уничтожается

2)      там, где жители выходят на акции протеста – там удается не допустить роста тарифов и отстоять нормальный транспорт. Вывод – активнее выходите на акции протеста, товарищи!

 

Кризис заставляет россиян сидеть дома, ходить пешком или искать новые средства передвижения. В общественном транспорте стало меньше пассажиров, констатируют перевозчики. И не только в Москве, где это объясняется значительным сокращением числа приезжих. Автопредприятия и власти реагируют на новые реалии по-разному.

 

Астрахань сохранит троллейбус для бедных

Самый популярный вид транспорта в Астрахани — марш­рутки: ходят с интервалом 10—15 минут, довозят до места назначе­ния быстрее, чем автобусы и ред­кие троллейбусы. Тариф в 11 руб. установился в прошлом году после митинга предпринимателей, тре­бовавших от областного прави­тельства либо повысить стоимость проезда с 9 до 15 руб., либо пла­тить компенсацию за бензин или льготников. После переговоров сошлись на 11, от маршрута и вре­мени суток цена не зависит. Про­езд на автобусе стоит 9 руб., но на самом популярном 25-м, идущем чуть ли не от одного конца города до другого через центр, — 8 руб., что объясняется просто: маршрут­ки под тем же номером после про­шлогоднего подорожания несколь­ко месяцев завлекали пассажиров демпингом. В троллейбусах билеты 8-рублевые, тариф не меняется уже 3 года и по решению мэра Астрахани Сергея Боженова, по­вышаться не будет: «В областном центре даже в кризисной ситуа­ции нужно оставить транспорт для социально незащищенных катего­рий населения».

 

Владивосток пересаживается на электрички

Транспорт № 1 в столице При­морья - автобус. По городу ходит 600 машин, все они принадлежат коммерческим предприятиям, поскольку муниципальный автопарк давно ликвидирован. С 1 января разовый билет стоит 11 рублей. Ни от времени суток, ни от дальности цена не зависит. Столько же пла­тят в маршрутных такси. Два года цена держалась на отметке 10 руб., а поднялась по многочисленным требованиям перевозчиков, кото­рые настаивают на дальнейшем повышении — до 15 руб. и могут добиться своего в ближайшее вре­мя. Муниципальный транспорт представлен троллейбусами и трамваями — по 7 руб. за поездку, для пенсионеров — бесплатно, но ходят они очень редко. Проезд­ных нет. Зато есть удостоверения льготников, по которым часть го­рожан пользуются автобусами либо бесплатно, либо за «полби­лета». В частности, 5,50 платят школьники, однако во время ка­никул льгота отменяется.

В последнее время из-за пробок стали популярны электрички. Там цена билета зависит от длины маршрута, поездка из одного конца города в другой обойдется в 20 рублей.

 

Вологда отказывается переплачивать

В отличие от близлежащего Череповца, где частные автобусы вышли на улицы в начале 90-х, в Вологде в силу местного ментали­тета даже маршрутные такси смог­ли прижиться лишь к 2003 году. Это предопределило сегодняшний ценовой паритет между муниципальными и частными перевозка­ми. Последние полгода стоимость одной поездки в автобусах и трол­лейбусах  составляет   12   рублей. Для  владельцев  маршруток раз­решен коридор от 12 до 14 руб., но все предпочитают работать по ми­нимуму, так как пассажиры про­сто не сядут в салон к «дорогому» перевозчику. По этой же причине срывались попыт­ки организовать движение ночных автобусов. Желаю­щих платить за билет 20 руб. не нашлось, тем более что поездка на такси через всю Вологду стоит 80 — 100. Продажи    проездных билетов  (600 руб.     для граждан, 720 — для орга­низаций) в последние годы сократились. Причина в том, что /единого в городе нет. Основные го-/ родские перевозчики, ПАТПт1 (автобусы) и «Вологдаэлектротранс» I   (троллейбусы),     имеют    разн' форму собственности, и их рук< водителям пока не удается договориться о распределении средств от продажи билетов.

 

Воронеж предлагает «народные маршруты»

Некогда самый распростра­ненный транспорт — трамвай, ходивший даже в пригороды, почти уничтожен. Войну вагонам 10 лет назад объявил тогдашний мэр Александр Ковалев. С маги­стралей убрали рельсы. Составы, даже новые, порезали и сдали в металлолом. По городу были пущены крупногабаритные между­городние автобусы, закупленные на автосвалках Европы. Сегодня на эту рухлядь наряду с частными маршрутками приходится льви­ная доля пассажирских перевозок. Стоимость проезда 7,7 и 8 руб. соот­ветственно, на рубль дороже, чем в прошлом году. Водители некоторых маршрутов пытались было басто­вать под предлогом, что в соседних Липецкой, Курской, Орловской областях стоимость проезда на автобусах и «газелях» выше, но власти на шантаж не поддались.

До последнего времени в Во­ронеже действовали еще несколько трамвайных и троллейбусных маршрутов с 7-рублевыми биле­тами, но сейчас ликвидируются последние. Электротранспорта в городе скорее всего не будет. Как уже нет проездных и даже обычных билетов — с водителем давно рассчитываются наличны­ми. Для малоимущих граждан остаются так называемые народные маршруты, где проезд бес­платный. Однако автобусы под этой «вывеской» работают толь­ко до 18.00, а интервалы состав­ляют 25 — 30 минут.

 

Ижевск держит марку и копит долги

С января проезд в автобусе, трамвае, троллейбусе стоит 10 руб., на четверть дороже, чем год назад. Как сообщили в Региональной энер­гетической комиссии, основными причинами пересмотра тарифа ста­ли инфляция, рост цен на топливо и электричество, а также заработ­ной платы работников транспорт­ных организаций. Руководители ОАО ИПОПАТ (автобусные пере­возки) и МУП ИжГЭТ (трамваи и троллейбусы) настаивали на увели­чении стоимости проезда до 13 руб., однако их предложение было от­клонено. В конце декабря депутаты Ижевской гордумы проголосовали за упразднение социального про­езда, но в ситуацию вмешался Алек­сандр Волков, президент Удмуртии, который потребовал отменить решение, вызвавшее массовые про­тесты пенсионеров. Транспортники вынуждены были смириться, хотя оценивали свои убытки в 160 млн рублей. При этом задолженность городского бюджета перед ИжГЭТ со­ставляет 85 млн руб., перед ИПОПАТ — 63 миллиона. Стоимость проезда в маршрутных такси ограничена деся­тью, в коммерческих автобусах — 11 руб., льгот нет.

Социальные   проблемы   ре­шает и ОАО «Удмуртавтотранс» —   перевозчик в городах респу­блики. С 1 января до 400 руб. (про­тив прежних 480) снижена стои­мость месячного билета, дающего право проезда в   автобусах  Воткинска, Глазова,   Можги,   посел­ков Ува и Игра. В ито­ге   продажи   проездных увеличились.   В   Глазове с недавних пор по цене билета  в  общественном транспорте  можно  про­катиться  на  такси.   Из­возчик просит 40 руб. за доставку в любую точку города, и чтобы не переплачивать, прихо­дится искать попутчиков.

 

Новосибирск дотируется на 40 процентов

Рост    транспортных    тари­фов   сдерживается   снижением, стоимости   ГСМ.   Сейчас   литр 92-го стоит 16 рублей. Столько же стоит поездка в коммерческом автобусе — наиболее массовом   виде   общественного транспорта. Цена держится поч­ти год, и частники хотели бы ее повысить. «Перевозчиков можно понять, - отмечает заместитель начальника департамента транс­порта и дорожного комплекса мэрии Новосибирска Надежда Шабанова. — Стоимость бензи­на - только один из факторов, влияющих на тариф. Например, на рынке ремонтных услуг цены выросли больше, чем инфляция. Кроме того, себестоимость марш­рутов зависит от расстояния и от того, по каким улицам проходит автобус. Соответственно и при­быль разная».

Что касается муниципально­го транспорта, то в Новосибирске пока действуют прошлогодние тарифы, повышать их в условиях снижения пассажиропотока (на 7 — 9%) городская власть не решается. Проезд в муниципальных автобусах стоит 10 руб., троллей­бусах — 9, метро — 11.

«Себестоимость, конечно, выше, — комментирует начальник отдела организации пассажирских перевозок областного департамен­та транспорта Василий Волокитин.

    Дотация   из   муниципального бюджета по этой статье составляет около 40 процентов».

В Новосибирске действует электронная система учета и опла­ты проезда льготников. По соци­альной карте пенсионера это стоит 125 руб. в месяц, без ограничения числа поездок. Карта студента или школьника дает право на 50-про­центную скидку. Правда, есть одно «но»: пластиковые проездные на некоторых коммерческих марш­рутах не принимают.

 

Пермь защищает право на проездные

С 1 февраля билет на одну поездку стоит 12 рублей. До это­го было 10 руб. в автобусе, по 9 —  в трамвае и троллейбусе. «При определении тарифа мы вынужде­ны считаться с объективными об­стоятельствами, — объясняет мэр города Игорь Шубин. Особенно сейчас, когда цены на ГСМ, запча­сти, энергоносители, подвижной состав не стоят на месте. В 2008 году закупили более 20 трамваев, 3 троллейбуса. Чтобы продолжать в том же духе, нужны средства. Поэтому и принято решение под­нять тариф».

Стоимость муниципальных и региональных проездных для пенсионеров выросла с 1 февраля с 220 до 435 руб., студенческие и ученические единые подорожали с 460 до 550. Частные перевозчики, обслуживающие все автобусные маршруты города, муниципальных в Перми нет), требовали поднять цены до 700 - 800 рублей. В связи с этим возле мэрии регулярно стояли студенческие пикеты.

Пермь растянута вдоль Камы на 60 км, большинство автобусных маршрутов города являются убы­точными. 70% частных перевоз­чиков почти месяц отказывались возить обладателей проездных, поскольку на конец прошлого года мэрия задолжала им 3 млн руб. до­таций. С 23 февраля с транспор­тниками достигнуто перемирие. Долг за 2008 год погашен. Мэрия находится в состоянии «войны» лишь с перевозчиком по маршруту № 100, через суд добившимся пра­ва не возить льготников. Парал­лельно «сотому» пущен автобус № 67. В пермских маршрутных такси проезд стоит 15 — 25 руб. в зависимости от маршрута.

 

Ростов считает затраты

Ростовчане предпочитают ездить автобусами и маршрутка­ми за 9 и 15 руб. соответственно. Трамваи и троллейбусы пользуются меньшей популярностью. Стоимость проезда в маршрутках в мае прошлого года увеличилась в 1,5 раза. Решение было принято в соответствии с подготовленным транспортными компаниями па­кетом документов по эксплуатаци­онным расходам и с учетом того, что тариф не менялся с 2001 года. Соответственно в июне с 7 до 9 руб. подорожали автобусы, с 7 до 8 — электротранспорт. Но и эти цифры далеки от себестоимости перевозок: по расчетам транспор­тников, тариф, который покрыл бы затраты на одного пассажира, дол­жен составлять от 13,5 автобусе до 15 руб. в трамвае. Пенсионеры и учащиеся образовательных учреждений, ПТУ, техникумов оплачивают половину стоимости проезда — как в муниципальном, так и в коммерческом транспорте.

Комментарий редайта: итак, нам названы цифры себестоимости проезда по официальной версии – в пределах 13,5 – 15 рублей. Не знаем, насколько это достоверно (известно, что электротранспорт дешевле бензинового транспорта – потому, например, в СССР плата за проезд в троллейбусе и трамвае стоила соответственно 4 и 3 копейки при плате за проезд в автобусе 5-6 копеек).

Но, напомним, в Москве плата за проезд составляет: 20 рублей в киоске и 25 рублей у водителя. Значит, московские власти нагло лгут, утверждая, что якобы даже такая высокая плата за проезд не окупает себестоимости. При том, что в Москве себестоимость проезда должна быть еще ниже, чем в Ростове в силу более крупного транспортного хозяйства.

 

Петербург платит, но протестует

Проезд на метро с 1 января по­дорожал с 17 до 20 руб., на других видах общественного транспорта — с 16 до 18. Месячные автобус­ный, трамвайный, троллейбусный билеты теперь стоят 495 руб. (рань­ше — 440). За проездной на метро приходится платить 966 руб. вме­сто 810. Стоимость школьного и студенческого составляет соответ­ственно 250 и 500 руб. (при стипен­дии 1100 в вузах, 400 в техникумах и ПТУ). Молодежные активисты собирали подписи против повыше­ния тарифов, в пикете у Смольного стоял Дед Мороз с плакатом «До­бавьте три рубля на жетончик!». Но губернатор Валентина Матви­енко полагает, что «повышение незначительное, с учетом роста инфляции». Другой аргумент: «Транспортники не могут рабо­тать себе в убыток». Между тем горожане считают, что финансо­вые проблемы можно решить за счет сокращения издержек транс­портных фирм, избавления от не­профильных активов или, скажем, возвращения арендаторов в вести­бюли метро.

 

Саратов возвращает старые тарифы

В начале года областное ру­ководство приняло постановление об увеличений тарифов на проезд в  общественном  транспорте  на 20 - 40 процентов. На фоне сниже­ния цен на ГСМ это вызвало возмущение  жителей, законностью повышения заинтересовалась и прокуратура. В итоге уже в конце января тарифы поменялись на прошлогодние. Теперь губернатор Павел Ипатов подчеркивает общественный транспорт в ре­гионе и впредь останется самым доступным в Приволжском феде­ральном округе. Между тем пере­возчики заявляют, что себестои­мость проезда уже более чем в два раза превышает цены на билеты. Так, в трамвае или троллейбусе она составляет в среднем 16 руб., тогда как пассажир платит 7. Быв­ший руководитель транспортного управления Саратова депутат Ан­дрей Иващенко считает, что власти затянули с повышением тарифа, его нужно было увеличивать про­шлым летом, когда выросли цены на горючее и подобный шаг выглядел обоснованным.

 

Тула договаривается в частном порядке

1 апреля исполнится год, как проезд в городском автобусе, трам­вае, троллейбусе стоит 10 руб., до этого было 8. Городские власти считают, что транспортники и с новыми расценками работают в убыток. Поэтому отменили ме­сячные билеты. Проездные оста­лись только у льготников. Героям, инвалидам и прочим гражданам, имеющим право на послабления, они обходятся в 220 руб., причем действительны и в пригородных автобусах. Надо отдать должное руководителям ведущих предпри­ятий и организаций, владельцам успешных фирм. Заключив дого­воры с транспортными предпри­ятиями, они (каждый по-своему) компенсируют работникам часть стоимости проезда.

В последнее время в Туле зна­чительно увеличились и обнови­лись автобусный и троллейбусный парки. Соответственно сократи­лось число маршрутных такси и коммерческих автобусов. Проезд в них стоит, как и в городском обще­ственном транспорте, 10 рублей. Правда, маршрутку в городе редко встретишь после 21 часа. А обще­ственный транспорт ходит почти по всем маршрутам до полуночи.

 

 

 

ПОНЕМНОГУ О РАЗНОМ

 

 

ПОСЛЕДНИЙ В АСТРАХАНИ ТРАМВАЙНЫЙ МАРШРУТ ИСЧЕЗ 25 ИЮЛЯ 2007 ГОДА. НЕСКОЛЬКО КИЛОМЕТРОВ ПОЛОТНА ВЫЛИ АВАРИЙНЫМИ, В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕГО ВАГОНЫ ЧАСТО  СХОДИЛИ С РЕЛЬСОВ. ПОСЛЕ ОТКАЗА ОТ ТРАМВАЕВ УДАЛОСЬ РАСШИРИТЬ ДОРОГИ, РАССЧИТАННЫЕ БОЛЬШЕЙ ЧАСТЬЮ НА КАРЕТЫ, А НЕ НА СОВРЕМЕННЫЙ ТРАНСПОРТ,

 

ВО ВЛАДИВОСТОКЕ ВОЗРОЖДАЕТСЯ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ. В СОБСТВЕННОСТЬ ГОРОДА В БЛИЖАЙШИЕ ТРИ ГОДА БУДЕТ ЗАКУПЛЕНО ДО 200 АВТОБУСОВ. ТОЛЬКО ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЗАЯВЛЯЮТ ВЛАСТИ, МОЖНО БОРОТЬСЯ С ЦЕНОВЫМ ШАНТАЖОМ ЧАСТНЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ.

 

ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ЦЕНЫ БИЛЕТОВ НА РЕЧНОМ ТРАНСПОРТЕ В САРАТОВЕ В ЭТОМ ГОДУ РЕШЕНО ПРИВЛЕЧЬ К ПЕРЕВОЗКАМ СУДОВЛАДЕЛЬЦЕВ ИЗ КАЗАНИ И ВОЛГОГРАДА.

 

В ИЖЕВСКЕ С ФЕВРАЛЯ ПРОВОДИТСЯ ЭКСПЕРИМЕНТ НА САМОМ ПОПУЛЯРНОМ ПРИГОРОДНОМ МАРШРУТЕ ПАССАЖИРЫ ПЛАТЯТ 10 РУБ. ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДАЛЬНОСТИ ПОЕЗДКИ, А НЕ ОТ 10 ДО 24 РУБ., КАК БЫЛО ПРЕЖДЕ. ЕСЛИ ПАССАЖИРОПОТОК ВОЗРАСТЕТ, ФИКСИРОВАННЫЕ ЦЕНЫ УСТАНОВЯТ НА ВСЕХ ПРИГОРОДНЫХ МАРШРУТАХ.