Путём акций
протеста можно заставить власти вернуть нормальный транспорт
От редакции сайта: предлагаем вашему вниманию статью из газеты
«Россия» за 26 марта 2009 года.
Из нее можно сделать следующие показательные выводы:
1)
практически везде общественный
транспорт уничтожен – автобусы полностью переданы в руки частных владельцев,
которые только и алчут повышения цен, а электротранспорт уничтожается
2) там, где жители выходят на акции протеста – там удается не допустить
роста тарифов и отстоять нормальный транспорт. Вывод – активнее выходите на
акции протеста, товарищи!
Кризис заставляет россиян сидеть дома, ходить
пешком или искать новые средства передвижения. В общественном транспорте стало
меньше пассажиров, констатируют перевозчики. И не только в Москве, где это
объясняется значительным сокращением числа приезжих. Автопредприятия
и власти реагируют на новые реалии по-разному.
Астрахань сохранит троллейбус для бедных
Самый популярный вид транспорта в Астрахани — маршрутки: ходят с интервалом 10—15 минут, довозят до места назначения быстрее, чем автобусы и редкие троллейбусы. Тариф в 11 руб. установился в прошлом году после митинга предпринимателей, требовавших от областного правительства либо повысить стоимость проезда с 9 до 15 руб., либо платить компенсацию за бензин или льготников. После переговоров сошлись на 11, от маршрута и времени суток цена не зависит. Проезд на автобусе стоит 9 руб., но на самом популярном 25-м, идущем чуть ли не от одного конца города до другого через центр, — 8 руб., что объясняется просто: маршрутки под тем же номером после прошлогоднего подорожания несколько месяцев завлекали пассажиров демпингом. В троллейбусах билеты 8-рублевые, тариф не меняется уже 3 года и по решению мэра Астрахани Сергея Боженова, повышаться не будет: «В областном центре даже в кризисной ситуации нужно оставить транспорт для социально незащищенных категорий населения».
Владивосток
пересаживается на электрички
Транспорт № 1 в столице Приморья - автобус. По городу ходит 600 машин, все они принадлежат коммерческим предприятиям, поскольку муниципальный автопарк давно ликвидирован. С 1 января разовый билет стоит 11 рублей. Ни от времени суток, ни от дальности цена не зависит. Столько же платят в маршрутных такси. Два года цена держалась на отметке 10 руб., а поднялась по многочисленным требованиям перевозчиков, которые настаивают на дальнейшем повышении — до 15 руб. и могут добиться своего в ближайшее время. Муниципальный транспорт представлен троллейбусами и трамваями — по 7 руб. за поездку, для пенсионеров — бесплатно, но ходят они очень редко. Проездных нет. Зато есть удостоверения льготников, по которым часть горожан пользуются автобусами либо бесплатно, либо за «полбилета». В частности, 5,50 платят школьники, однако во время каникул льгота отменяется.
В последнее время из-за пробок стали популярны электрички. Там цена билета зависит от длины маршрута, поездка из одного конца города в другой обойдется в 20 рублей.
Вологда
отказывается переплачивать
В отличие от
близлежащего Череповца, где частные автобусы вышли на улицы в начале 90-х, в
Вологде в силу местного менталитета даже маршрутные такси смогли прижиться
лишь к 2003 году. Это предопределило сегодняшний ценовой паритет между
муниципальными и частными перевозками. Последние полгода стоимость одной
поездки в автобусах и троллейбусах
составляет 12 рублей. Для
владельцев маршруток разрешен
коридор от 12 до 14 руб., но все предпочитают работать по минимуму, так как
пассажиры просто не сядут в салон к «дорогому» перевозчику. По этой же причине
срывались попытки организовать движение ночных автобусов. Желающих платить за
билет 20 руб. не нашлось, тем более что поездка на такси через всю Вологду
стоит 80 — 100. Продажи проездных
билетов (600 руб. — для
граждан, 720 — для организаций) в последние годы сократились. Причина в том,
что /единого в городе нет. Основные го-/ родские перевозчики, ПАТПт1 (автобусы) и «Вологдаэлектротранс» I (троллейбусы), имеют
разн' форму собственности, и их рук<
водителям пока не удается договориться о распределении средств от продажи
билетов.
Воронеж предлагает «народные маршруты»
Некогда самый распространенный транспорт — трамвай, ходивший даже в пригороды, почти уничтожен. Войну вагонам 10 лет назад объявил тогдашний мэр Александр Ковалев. С магистралей убрали рельсы. Составы, даже новые, порезали и сдали в металлолом. По городу были пущены крупногабаритные междугородние автобусы, закупленные на автосвалках Европы. Сегодня на эту рухлядь наряду с частными маршрутками приходится львиная доля пассажирских перевозок. Стоимость проезда 7,7 и 8 руб. соответственно, на рубль дороже, чем в прошлом году. Водители некоторых маршрутов пытались было бастовать под предлогом, что в соседних Липецкой, Курской, Орловской областях стоимость проезда на автобусах и «газелях» выше, но власти на шантаж не поддались.
До последнего времени в Воронеже действовали еще несколько трамвайных и троллейбусных маршрутов с 7-рублевыми билетами, но сейчас ликвидируются последние. Электротранспорта в городе скорее всего не будет. Как уже нет проездных и даже обычных билетов — с водителем давно рассчитываются наличными. Для малоимущих граждан остаются так называемые народные маршруты, где проезд бесплатный. Однако автобусы под этой «вывеской» работают только до 18.00, а интервалы составляют 25 — 30 минут.
Ижевск держит марку и копит долги
С января проезд в автобусе, трамвае, троллейбусе стоит 10 руб., на четверть дороже, чем год назад. Как сообщили в Региональной энергетической комиссии, основными причинами пересмотра тарифа стали инфляция, рост цен на топливо и электричество, а также заработной платы работников транспортных организаций. Руководители ОАО ИПОПАТ (автобусные перевозки) и МУП ИжГЭТ (трамваи и троллейбусы) настаивали на увеличении стоимости проезда до 13 руб., однако их предложение было отклонено. В конце декабря депутаты Ижевской гордумы проголосовали за упразднение социального проезда, но в ситуацию вмешался Александр Волков, президент Удмуртии, который потребовал отменить решение, вызвавшее массовые протесты пенсионеров. Транспортники вынуждены были смириться, хотя оценивали свои убытки в 160 млн рублей. При этом задолженность городского бюджета перед ИжГЭТ составляет 85 млн руб., перед ИПОПАТ — 63 миллиона. Стоимость проезда в маршрутных такси ограничена десятью, в коммерческих автобусах — 11 руб., льгот нет.
Социальные проблемы решает и ОАО «Удмуртавтотранс» — перевозчик в городах республики. С 1 января до 400 руб. (против прежних 480) снижена стоимость месячного билета, дающего право проезда в автобусах Воткинска, Глазова, Можги, поселков Ува и Игра. В итоге продажи проездных увеличились. В Глазове с недавних пор по цене билета в общественном транспорте можно прокатиться на такси. Извозчик просит 40 руб. за доставку в любую точку города, и чтобы не переплачивать, приходится искать попутчиков.
Новосибирск дотируется на 40 процентов
Рост транспортных тарифов сдерживается снижением, стоимости ГСМ. Сейчас литр 92-го стоит 16 рублей. Столько же стоит поездка в коммерческом автобусе — наиболее массовом виде общественного транспорта. Цена держится почти год, и частники хотели бы ее повысить. «Перевозчиков можно понять, - отмечает заместитель начальника департамента транспорта и дорожного комплекса мэрии Новосибирска Надежда Шабанова. — Стоимость бензина - только один из факторов, влияющих на тариф. Например, на рынке ремонтных услуг цены выросли больше, чем инфляция. Кроме того, себестоимость маршрутов зависит от расстояния и от того, по каким улицам проходит автобус. Соответственно и прибыль разная».
Что касается муниципального транспорта, то в Новосибирске пока действуют прошлогодние тарифы, повышать их в условиях снижения пассажиропотока (на 7 — 9%) городская власть не решается. Проезд в муниципальных автобусах стоит 10 руб., троллейбусах — 9, метро — 11.
«Себестоимость, конечно, выше, — комментирует начальник отдела организации пассажирских перевозок областного департамента транспорта Василий Волокитин.
— Дотация из муниципального бюджета по этой статье составляет около 40 процентов».
В Новосибирске действует электронная система учета и оплаты проезда льготников. По социальной карте пенсионера это стоит 125 руб. в месяц, без ограничения числа поездок. Карта студента или школьника дает право на 50-процентную скидку. Правда, есть одно «но»: пластиковые проездные на некоторых коммерческих маршрутах не принимают.
Пермь защищает право на проездные
С 1 февраля билет на одну поездку стоит 12 рублей. До этого было 10 руб. в автобусе, по 9 — в трамвае и троллейбусе. «При определении тарифа мы вынуждены считаться с объективными обстоятельствами, — объясняет мэр города Игорь Шубин. Особенно сейчас, когда цены на ГСМ, запчасти, энергоносители, подвижной состав не стоят на месте. В 2008 году закупили более 20 трамваев, 3 троллейбуса. Чтобы продолжать в том же духе, нужны средства. Поэтому и принято решение поднять тариф».
Стоимость муниципальных и региональных проездных
для пенсионеров выросла с 1 февраля с 220 до 435 руб., студенческие
и ученические единые подорожали с 460 до 550. Частные
перевозчики, обслуживающие все автобусные маршруты города, муниципальных в
Перми нет), требовали поднять цены до 700 - 800 рублей. В связи с этим
возле мэрии регулярно стояли студенческие пикеты.
Пермь растянута вдоль Камы на 60 км, большинство автобусных маршрутов города являются убыточными. 70% частных перевозчиков почти месяц отказывались возить обладателей проездных, поскольку на конец прошлого года мэрия задолжала им 3 млн руб. дотаций. С 23 февраля с транспортниками достигнуто перемирие. Долг за 2008 год погашен. Мэрия находится в состоянии «войны» лишь с перевозчиком по маршруту № 100, через суд добившимся права не возить льготников. Параллельно «сотому» пущен автобус № 67. В пермских маршрутных такси проезд стоит 15 — 25 руб. в зависимости от маршрута.
Ростов считает затраты
Ростовчане предпочитают ездить автобусами и
маршрутками за 9 и 15 руб. соответственно. Трамваи и троллейбусы пользуются
меньшей популярностью. Стоимость проезда в маршрутках в мае прошлого года
увеличилась в 1,5 раза. Решение было принято в соответствии с подготовленным
транспортными компаниями пакетом документов по эксплуатационным расходам и с
учетом того, что тариф не менялся с 2001 года. Соответственно в июне с 7 до 9
руб. подорожали автобусы, с 7 до 8 — электротранспорт. Но и эти цифры далеки от
себестоимости перевозок: по расчетам транспортников, тариф, который покрыл бы
затраты на одного пассажира, должен составлять от 13,5 автобусе
до 15 руб. в трамвае. Пенсионеры и учащиеся образовательных учреждений, ПТУ,
техникумов оплачивают половину стоимости проезда — как в муниципальном, так и в
коммерческом транспорте.
Комментарий
ред.сайта: итак, нам названы цифры себестоимости
проезда по официальной версии – в пределах 13,5 – 15 рублей. Не знаем,
насколько это достоверно (известно, что электротранспорт дешевле бензинового
транспорта – потому, например, в СССР плата за проезд
в троллейбусе и трамвае стоила соответственно 4 и 3 копейки при плате за проезд
в автобусе 5-6 копеек).
Но,
напомним, в Москве плата за проезд составляет: 20 рублей в киоске и 25 рублей у
водителя. Значит, московские власти нагло лгут, утверждая, что якобы даже такая
высокая плата за проезд не окупает себестоимости. При том,
что в Москве себестоимость проезда должна быть еще ниже, чем в Ростове в
силу более крупного транспортного хозяйства.
Петербург платит, но протестует
Проезд на метро с 1 января подорожал с 17 до 20 руб., на других видах общественного транспорта — с 16 до 18. Месячные автобусный, трамвайный, троллейбусный билеты теперь стоят 495 руб. (раньше — 440). За проездной на метро приходится платить 966 руб. вместо 810. Стоимость школьного и студенческого составляет соответственно 250 и 500 руб. (при стипендии 1100 в вузах, 400 в техникумах и ПТУ). Молодежные активисты собирали подписи против повышения тарифов, в пикете у Смольного стоял Дед Мороз с плакатом «Добавьте три рубля на жетончик!». Но губернатор Валентина Матвиенко полагает, что «повышение незначительное, с учетом роста инфляции». Другой аргумент: «Транспортники не могут работать себе в убыток». Между тем горожане считают, что финансовые проблемы можно решить за счет сокращения издержек транспортных фирм, избавления от непрофильных активов или, скажем, возвращения арендаторов в вестибюли метро.
Саратов возвращает старые тарифы
В начале года областное руководство приняло постановление об увеличений тарифов на проезд в общественном транспорте на 20 - 40 процентов. На фоне снижения цен на ГСМ это вызвало возмущение жителей, законностью повышения заинтересовалась и прокуратура. В итоге уже в конце января тарифы поменялись на прошлогодние. Теперь губернатор Павел Ипатов подчеркивает общественный транспорт в регионе и впредь останется самым доступным в Приволжском федеральном округе. Между тем перевозчики заявляют, что себестоимость проезда уже более чем в два раза превышает цены на билеты. Так, в трамвае или троллейбусе она составляет в среднем 16 руб., тогда как пассажир платит 7. Бывший руководитель транспортного управления Саратова депутат Андрей Иващенко считает, что власти затянули с повышением тарифа, его нужно было увеличивать прошлым летом, когда выросли цены на горючее и подобный шаг выглядел обоснованным.
Тула договаривается в частном порядке
1 апреля исполнится год, как проезд в городском автобусе, трамвае, троллейбусе стоит 10 руб., до этого было 8. Городские власти считают, что транспортники и с новыми расценками работают в убыток. Поэтому отменили месячные билеты. Проездные остались только у льготников. Героям, инвалидам и прочим гражданам, имеющим право на послабления, они обходятся в 220 руб., причем действительны и в пригородных автобусах. Надо отдать должное руководителям ведущих предприятий и организаций, владельцам успешных фирм. Заключив договоры с транспортными предприятиями, они (каждый по-своему) компенсируют работникам часть стоимости проезда.
В последнее время
в Туле значительно увеличились и обновились автобусный и троллейбусный парки. Соответственно
сократилось число маршрутных такси и коммерческих автобусов. Проезд в них
стоит, как и в городском общественном транспорте, 10 рублей. Правда, маршрутку
в городе редко встретишь после 21 часа. А общественный транспорт ходит почти
по всем маршрутам до полуночи.
ПОНЕМНОГУ О РАЗНОМ
ПОСЛЕДНИЙ В АСТРАХАНИ ТРАМВАЙНЫЙ МАРШРУТ ИСЧЕЗ 25 ИЮЛЯ 2007 ГОДА.
НЕСКОЛЬКО КИЛОМЕТРОВ ПОЛОТНА ВЫЛИ АВАРИЙНЫМИ, В
РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕГО ВАГОНЫ ЧАСТО СХОДИЛИ С
РЕЛЬСОВ. ПОСЛЕ ОТКАЗА ОТ ТРАМВАЕВ УДАЛОСЬ РАСШИРИТЬ ДОРОГИ, РАССЧИТАННЫЕ БОЛЬШЕЙ
ЧАСТЬЮ НА КАРЕТЫ, А НЕ НА СОВРЕМЕННЫЙ ТРАНСПОРТ,
ВО ВЛАДИВОСТОКЕ ВОЗРОЖДАЕТСЯ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ. В
СОБСТВЕННОСТЬ ГОРОДА В БЛИЖАЙШИЕ ТРИ ГОДА БУДЕТ ЗАКУПЛЕНО ДО 200 АВТОБУСОВ.
ТОЛЬКО ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЗАЯВЛЯЮТ ВЛАСТИ, МОЖНО БОРОТЬСЯ С ЦЕНОВЫМ ШАНТАЖОМ
ЧАСТНЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ.
ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ЦЕНЫ БИЛЕТОВ НА РЕЧНОМ ТРАНСПОРТЕ В САРАТОВЕ В ЭТОМ
ГОДУ РЕШЕНО ПРИВЛЕЧЬ К ПЕРЕВОЗКАМ СУДОВЛАДЕЛЬЦЕВ ИЗ КАЗАНИ И ВОЛГОГРАДА.
В ИЖЕВСКЕ С ФЕВРАЛЯ ПРОВОДИТСЯ ЭКСПЕРИМЕНТ НА
САМОМ ПОПУЛЯРНОМ ПРИГОРОДНОМ МАРШРУТЕ ПАССАЖИРЫ ПЛАТЯТ 10 РУБ. ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДАЛЬНОСТИ ПОЕЗДКИ, А НЕ ОТ 10 ДО 24 РУБ., КАК
БЫЛО ПРЕЖДЕ. ЕСЛИ ПАССАЖИРОПОТОК ВОЗРАСТЕТ, ФИКСИРОВАННЫЕ ЦЕНЫ УСТАНОВЯТ НА
ВСЕХ ПРИГОРОДНЫХ МАРШРУТАХ.