Снова об отмене льготных проездных

 

В конце 2009 года в Московской области широко дискутировался вопрос – сохранят ли для подмосковных льготников право бесплатного проезда в Москве. Сохранили. Льготники вздохнули было с облегчением. Проблемы остались только у тех, кто льгот не имеет и вынужден терпеть рост платы за проезд.

Однако и льготники рано радовались. Бесплатный проезд по Москве – это, конечно, хорошо. Но до Москвы надо ещё добраться… А с этим есть большие проблемы. Ещё весной прошлого года были отменены льготные проездные на электричках. В начале 2010 года в связи с ростом платы за проезд проблема встала с новой силой. Вот что пишет газета «Московский комсомолец»:

 

«В Москве начались кассовые беспорядки

Отмена проездных для льготников на электрички ударила по всем пассажирам: в часы пик — дикие очереди и хаос

После долгих рождественских каникул, проведенных за городом, я решила поехать на работу прямо с дачи. Длиннющая очередь в билетные кассы показала ошибочность решения — точно опоздаю. Откуда же столько народу? Треть из него — инвалиды: с этого года отменили бесплатные месячные билеты на электричку, которые раньше давали льготникам, заменив их ежедневными.

В результате и без того огромные в час пик очереди в кассы стали еще больше, люди нервничают, опаздывают, ругаются. С ужасом думаю, как же мы все в электричку-то влезем. Но количество народа в поездах не изменилось.  

— Это железнодорожники так с зайцами решили бороться, — пояснила суть творящегося словоохотливая попутчица. — У меня соседка — инвалид, так по ее социальной карте дочка ездит. Доездилась… 

Понятное дело, ловкачам теперь придется туго, но и льготникам нелегко. Раньше льготники могли оформлять бесплатные месячные проездные. На такие билеты имели право участники и ветераны Великой Отечественной войны, блокадники, чернобыльцы, инвалиды и ветераны труда и локальных конфликтов. С нового года бесплатные проездные отменили, и льготники встали в и без того немаленькие ежедневные очереди в железнодорожные кассы. 

Житель Одинцовского района, ветеран афганской войны Андрей Минин с этой недели занимает очередь за билетом на электричку за час до отправления поезда. Иначе на электричку можно не успеть. 

— Я во вторник на работу опаздывал, а хвост в кассы минимум на полчаса. Решил пойти без очереди — как ветеран боевых действий имею же право. Так на меня все набросились, мол, совсем совесть потеряли мужики. После слов симпатичной барышни: “Какой ты льготник, на тебе пахать можно!” — мне и вправду как-то неудобно стало, — смущенно улыбается Андрей Минин. 

Вечером для интереса мы с Андреем поехали на Белорусский вокзал, очередь не короче. Благодаря тому, что окошек касс больше, через каких-то 20 минут Андрей берет разовый бесплатный билет. Кстати, о новшестве знают еще далеко не все — так, на Белорусском и Курском вокзалах объявления об этом мы нашли, а вот на Ярославском — нет. 

С вопросами — кто виноват в подобном безобразии и что же делать? — корреспонденты “МК” обратились к советнику по работе со СМИ начальника Дирекции железнодорожных вокзалов Дмитрию Писоренко. Но ответ разочаровал: билетные кассы к вокзалам не имеют никакого отношения, просто арендаторы. 

В пресс-службе РЖД сообщили, что бесплатные месячные проездные отменили по решению правительств Москвы и Московской области и они к этому отношения не имеют. Переход на разовые билеты необходим для подтверждения факта совершения пассажиром поездки в электричке, точного учета перевозок граждан льготных категорий и адресности используемых бюджетных средств. И что льготникам не стоит волноваться, это нововведение никак не скажется на количестве совершаемых поездок. Все останется, как и прежде. Более того, все проездные документы для получателей социальных услуг будут оформлены вне очереди. 

Корреспонденты “МК” побывали на нескольких станциях МЖД, и повсюду льготники стояли в общей очереди. Кассиры на вопрос о внеочередном обслуживании льготников ответили, что за порядком в очереди не следят, мол, пусть сами разбираются. Но отметили, что люди стали злее, что скандалы и конфликты в очереди возникают постоянно. 

Но это трудности пассажиров, а власти таким образом надеются “сократить и оптимизировать средства”. Чиновники винят в отмене льготных проездных самих льготников. Поскольку бесплатные абонементные билеты перепродавались и использовались людьми, не имевшими на это право. 

Кроме того, это ограничение объясняется экономией. Еще в минувшем году министр транспорта Московской области Петр Кацыв говорил, что по рассчитанному на 50 поездок абонементному билету льготники в среднем совершают лишь 23 поездки, тогда как областному бюджету приходится оплачивать все 50. 

Всего в Москве и Московской области право на льготный проезд, по данным МЖД, имеют 3,5 миллиона человек. Правда, сюда включены как те, кому положен бесплатный проезд, так и учащиеся и дети из многодетных семей. Количество тех, кому положен бесплатный проезд, в МЖД не знают. 

Чтобы бороться с очередями, железнодорожники планировали установить дополнительные кассы и автоматы по продаже билетов. Но пока они появились лишь на нескольких столичных вокзалах. На промежуточных узловых станциях, где возникают огромные очереди, количество касс не изменилось. 

Стоила ли овчинка выделки, сколько удалось сэкономить на льготниках и взыскать с зайцев, чиновники сказать затрудняются. У железнодорожников нет даже приблизительных оценок. Данными о росте выручки после отмены льготных месячных билетов в МЖД также не располагают. Очереди же налицо. Льготы созданы для того, чтобы облегчить людям жизнь. А получается наоборот

 

Здесь интересны выделенные слова. Что будто бы нововведение нужно для того, чтобы знать статистику поездок и что будто бы в реальности денег выделяется больше, чем нужно льготникам для поездок.

Всё это – явное лицемерие:

Во-первых, чтобы узнать, сколько людей ездит на электричках, для этого не обязательно отменять льготные проездные. Когда они вводили турникеты, то утверждали, что будто бы они для того и нужны, чтобы знать, сколько людей ездит. И все, кто ходит через турникеты – льготники или нет, по разовым билетам или по проездным – все они и так фиксируются. А кто через турникеты не ходят – тем все эти отмены всё равно не помогут.

Во-вторых, назанная цифра – 23 поездки в месяц, которые якобы совершают льготники – это, понятное дело, среднее между теми, кто ездит и теми, кто не ездит. Те, кто ездят, следовательно, тратят больше, чем 23 поездки. Поэтому выделять деньги только на 23 проездки – это ущемление их прав.

И наконец. Насчёт самой идеи - установить статистику, сколько людей пользуются той или иной услугой, и в зависимости от полученной цифры устанавливать разменры оплаты. Мы, вообще-то, уже высказывали такую идею применительно к счётчикам на воду. Сторонники счётчиков говорят, что у кого счётчиков нет, они платят по нормативам, а нормативы, мол, сильно завышены. Но ведь есть же простое решение проблемы. Давайте соберём всю имеющуюся статистику по показаниям счётчиков – и их среднеарифметическое значение и установим в качестве нового норматива. И тогда действительно мы будем оплачивать только ту воду и тепло, которые реально потребляем – но не в ущерб себе.

Ну так вот, когда такую идею предлагаешь с целью уменьшения поборов с граждан – то власти это игнорируют т поступают точно наоборот. А вот если этот подход используется для увеличения этих поборов – то тут его берут на вооружение.