Механические турникеты уже не спасают РЖД от зайцев

На смену им пришли живые турникеты

 

Руководство железных дорог, похоже, всерьез решило взяться за безбилетников. Помимо охоты на “зайцев” в пригородных электричках представители Центральной дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении решили применить “воспитательные” меры — приучить пассажиров все-таки покупать проездной документ. Как это выглядит на практике, выяснил корреспондент “МК”.

Для решения этой задачи железная дорога привлекла сотрудников частной фирмы, которые на минувшей неделе приступили к работе на Ярославском и Курском вокзалах. Они встали плотными рядами возле турникетных линий у платформ на вход и выход, устроив заслон несознательным пассажирам. На платформе Горьковского направления даже открылось несколько дополнительных выходных касс.

Приехав в утренний час пик на Курский вокзал на электричке Горьковского направления, я на себе почувствовала все “прелести” нововведения. Более трети вышедших из поезда пассажиров, завидев издалека плечистых ребят в форме, тут же направились к кассовому окошку за документом на выход. Буквально за несколько минут в кассу выросла огромная очередь, которая растянулась вдоль платформы и перекрыла выход в город. В последующие пять-шесть минут прибыли еще две переполненные электрички, и уже новые толпы пассажиров двинулись к выходу. Концентрация людей на маленьком пятачке платформы достигла критической величины (более двух тысяч человек), столкнулось сразу несколько людских потоков.

— Сейчас обстановка в час пик вообще не поддается контролю, — прокомментировал ситуацию сотрудник милиции Курского вокзала, дежурящий на платформе у выхода в город. — Создались такие условия, что ЧП может случиться в любой момент.

Возмущению пассажиров в очереди за билетом на выход, которые теряли в ней больше часа, не было предела. Однако билетный кассир реагировала резко: “Надо брать билет там, где садитесь!” На что женщина из очереди мотивировала: “А я лучше куплю билет за 19 рублей, чем буду переплачивать в три раза дороже за час стояния в прокуренном вагоне”. Большинство пассажиров ее поддержало. “Мы идем пассажирам навстречу и продаем билеты на выход по минимальной цене 19 рублей, — рассказывает билетный кассир, — хотя понимаем, что большая часть едет из дальнего Подмосковья. А вот несколько лет назад, например, штрафные на выход оценивались в стоимость проезда до Владимира. По нынешним меркам — это 220 рублей”.

Сотрудники билетных касс рассказали, что утренняя выручка с появлением частных турникетных контролеров выросла не менее чем в пять раз. “Сегодня за утро мы сдали около 50 тысяч рублей вместо привычных семи-восьми”, — рассказала работник кассы. “На днях я продала за смену 75 проездных, — вторит ей работник абонементной кассы, — хотя раньше больше 30 не оформляла. Вообще за вчерашние сутки мы продали более 180 проездных, а это неслыханный спрос”.

Работники Курского вокзала рассказывают, что в вечерний час пик в кассовом зале возникает столпотворение. Очереди за билетами заполняют помещение и выходят на площадь вокзала. Штатные контролеры КПП считают, что в ближайшее время поток пассажиров уменьшится, так как люди станут выходить на станциях, граничащих с метро.

Пока неясно, долго ли продлится “воспитательное” мероприятие. По информации сотрудников Курского и Ярославского вокзалов, эксперимент растянется где-то на месяц. Уменьшится ли в итоге количество безбилетных пассажиров — сказать трудно, но уже очевидно, что железная дорога получит ощутимую выгоду. Что же взамен РЖД может предложить пассажирам в качестве эквивалента полученной прибыли?

«МК», 2 апреля 2008

http://www.mk.ru/blogs/idmk/2008/04/02/mk-daily/346484/

 

Комментарий редакции сайта.

В связи со сказанным интересны два вопроса.

Во-первых, что конкретно эти «живые турникеты» могут предъявить пойманным ими «зайцам», если турникеты на вокзалах признаны судом незаконными? Типа, за что вы меня задержали, я вообще никуда не ехал, а что на платформе делал – так тут презумпция невиновности. Максимум, что может сделать контролер – дать зайцу по морде. Но это, однако, чревато ответными мерами.

И еще важный вопрос: за чей счет оплачивается работа этих «живых турникетов»? За счет постоянно растущей платы за проезд, не так ли?