Механические турникеты уже не спасают
РЖД от зайцев
На смену им пришли живые турникеты
Руководство железных дорог,
похоже, всерьез решило взяться за безбилетников. Помимо охоты на “зайцев” в
пригородных электричках представители Центральной дирекции по обслуживанию
пассажиров в пригородном сообщении решили применить “воспитательные” меры —
приучить пассажиров все-таки покупать проездной документ. Как это выглядит на
практике, выяснил корреспондент “МК”.
Для решения этой задачи железная
дорога привлекла сотрудников частной фирмы, которые на минувшей неделе
приступили к работе на Ярославском и Курском вокзалах. Они встали плотными
рядами возле турникетных линий у платформ на вход и выход, устроив заслон
несознательным пассажирам. На платформе Горьковского направления даже открылось
несколько дополнительных выходных касс.
Приехав в утренний час пик на
Курский вокзал на электричке Горьковского направления, я на себе почувствовала
все “прелести” нововведения. Более трети вышедших из поезда пассажиров, завидев
издалека плечистых ребят в форме, тут же направились к кассовому окошку за
документом на выход. Буквально за несколько минут в кассу выросла огромная очередь, которая растянулась
вдоль платформы и перекрыла выход в город. В последующие пять-шесть минут
прибыли еще две переполненные электрички, и уже новые толпы пассажиров
двинулись к выходу. Концентрация людей на маленьком пятачке платформы достигла
критической величины (более двух тысяч человек), столкнулось
сразу несколько людских потоков.
— Сейчас обстановка в час пик
вообще не поддается контролю, — прокомментировал ситуацию сотрудник милиции
Курского вокзала, дежурящий на платформе у выхода в город. — Создались такие
условия, что ЧП может случиться в любой момент.
Возмущению пассажиров в очереди
за билетом на выход, которые теряли в ней больше часа, не было предела. Однако
билетный кассир реагировала резко: “Надо брать билет там, где садитесь!” На что
женщина из очереди мотивировала: “А я лучше куплю билет за 19 рублей, чем буду
переплачивать в три раза дороже за час стояния в прокуренном вагоне”.
Большинство пассажиров ее поддержало. “Мы идем пассажирам навстречу и продаем
билеты на выход по минимальной цене 19 рублей, — рассказывает билетный кассир,
— хотя понимаем, что большая часть едет из дальнего Подмосковья. А вот
несколько лет назад, например, штрафные на выход оценивались в стоимость
проезда до Владимира. По нынешним меркам — это 220 рублей”.
Сотрудники билетных касс
рассказали, что утренняя выручка с появлением частных турникетных контролеров
выросла не менее чем в пять раз. “Сегодня за утро мы сдали около 50 тысяч
рублей вместо привычных семи-восьми”, — рассказала работник кассы. “На днях я
продала за смену 75 проездных, — вторит ей работник абонементной кассы, — хотя
раньше больше 30 не оформляла. Вообще за вчерашние сутки мы продали более 180
проездных, а это неслыханный спрос”.
Работники Курского вокзала
рассказывают, что в вечерний час пик в кассовом зале возникает столпотворение.
Очереди за билетами заполняют помещение и выходят на площадь вокзала. Штатные
контролеры КПП считают, что в ближайшее время поток пассажиров уменьшится, так
как люди станут выходить на станциях, граничащих с метро.
Пока неясно, долго ли продлится
“воспитательное” мероприятие. По информации сотрудников Курского и Ярославского
вокзалов, эксперимент растянется где-то на месяц. Уменьшится ли в итоге
количество безбилетных пассажиров — сказать трудно, но уже очевидно, что
железная дорога получит ощутимую выгоду. Что же взамен РЖД может предложить
пассажирам в качестве эквивалента полученной прибыли?
«МК», 2 апреля 2008
http://www.mk.ru/blogs/idmk/2008/04/02/mk-daily/346484/
Комментарий редакции сайта.
В связи со сказанным интересны два вопроса.
Во-первых, что конкретно эти «живые турникеты»
могут предъявить пойманным ими «зайцам», если турникеты на вокзалах признаны
судом незаконными? Типа, за что вы меня задержали, я вообще никуда не ехал, а
что на платформе делал – так тут презумпция невиновности. Максимум, что может
сделать контролер – дать зайцу по морде. Но это,
однако, чревато ответными мерами.
И еще важный вопрос: за чей счет оплачивается
работа этих «живых турникетов»? За счет постоянно растущей платы за проезд, не
так ли?