Закон РСФСР
О массовых уличных акциях

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Целью настоящего закона является обеспечение предусмотренного статьей 45 Конституции РСФСР права на свободу митингов, шествий и демонстраций

Статья 2. Массовые акции, организация и проведение которых регулируется настоящим законом, определяются следующим образом:
- пикет - массовая акция, проводимая с использованием лозунгов и транспарантов
- митинг - массовая акция, проводимая с использованием звукоусилительной установки
- шествие (демонстрация) - массовая акция, сопровождающаяся организованым перемещением ее участников из одной точки в другую.

Митинг может включать в себя элементы пикета, а шествие - элементы митинга.

Статья 3. В РСФСР установлено уведомительное право проведения массовых уличных акций. Это означает, что своевременная подача правильно оформленного уведомления в соответствии со статьями 5 и 6 настоящего Закона, является необходимым и достаточным условием для проведения массовой акции, и каких-либо иных разрешений на ее проведение не требуется, за исключением случая, указанного в статье 9 настоящего Закона.

Глава 2. Организация массовых акций

Статья 4. Организатором массовых уличных акций может быть:
- любая легально действующая общественная организация или ее структурное подразделение
- оргкомитет, сформированный двумя и более организациями
- группа граждан в количестве не менее 3 человек для митинга и шествия либо один человек для пикета
Примечание: под «легально действующей общественной организацией» понимается любая организация (как зарегистрированная, так и действующая без регистрации), в отношении которой отсутствует решение выборного
суда о запрете на основании ст. 47 Конституции РСФСР

Статья 5. Организатор намечаемой уличной акции подает уведомление о намерении ее провести в орган власти (далее в тексте – администрация) того населенного пункта (района), на территории которого планируется проведение акции.

Уведомление подается в срок: не более 15 и не менее 10 суток в случае митинга и шествия; не более 15 и не менее 3 суток в случае пикета

В случае если массовая акция приурочена к событию, о котором стало известно менее чем за 10 суток, допускается подача уведомления за 3 суток.

Уведомления о проведении массовых акций, приуроченных к знаменательным и памятным датам, могут подаваться за 30 суток.

Статья 6. В уведомлении указываются:
- организатор акции
- цель проведения акции и (или) выдвигаемые в ходе ее требования
- дата и место проведения акции
- время начала и окончания акции
- предполагаемая численность участников
- контактные данные организаторов (для граждан - домашний адрес и контактный телефон, для организации или оргкомитета - адрес и телефон штаб-квартиры или домашний адрес или контактный телефон уполномоченного лица).

Статья 7. Без подачи уведомления могут проводиться:
- массовые акции, проходящие в закрытом помещении;
- пикет численностью не более 10 человек и митинг численностью не более 50 человек при условии, что они не создают помех движению пешеходов и транспорта и нормальному функционированию предприятий и учреждений;
- шествие, совершаемое по пешеходным дорожкам или тротуарам проезжей части, при условии, что оно не создает помех движению пешеходов и транспорта;
- встреча депутата или кандидата в депутаты любого уровня с избирателями;

- религиозные мероприятия, проводимые в помещениях для отправления религиозных культов и на непосредственно прилегающих к ним территориях, при условии, что они не создают помех движению пешеходов и транспорта и нормальному функционированию предприятий и учреждений, и не создают неудобств для жителей окружающих домов.


Статья 8. Уведомление подается в двух экземплярах. Первый экземпляр (оригинал) подается в орган власти, второй экземпляр (копия) с проставленной на нем отметкой о приеме остается у организатора и имеет силу документального разрешения на проведение акции. Помимо уведомления, администрация не имеет права требовать каких-либо других документов (свидетельства о регистрации организации, протокола о назначении мероприятия, списка выступающих, текстов лозунгов и т.п.)

При подаче уведомления сотрудник администрации, принимающий уведомление, проверяет его соответствие формальным требованиям к уведомлению, изложенным в ст. 6 настоящего закона, и в случае выявления несоответствий предлагает организатору устранить их (при наличии возможности – на месте).

Статья 9. Орган власти, в который подано уведомление (далее в тексте – администрация), вправе в течение трех суток сделать организаторам мотивированное предложение о переносе места проведения акции в случае, если:
- проведение мероприятия может существенно нарушить движение транспорта или общественный порядок, при этом существует вариант места проведения, равноценный с точки зрения целей проводимой акции, но не несущий таких последствий;

- указанная в уведомлении предположительная численность участников акции заведомо завышена либо заведомо занижена, и предполагаемое место акции не соответствует указанной численности.
В случае, если акция проходит у здания органа власти с целью выдвижения требований либо протеста против каких-либо действий властей, то администрация не имеет права вносить предложения о переносе акции.
В случае, если администрация и организаторы не сошлись во мнении по вопросу о переносе акции, то спор разрешается в судебном порядке, причем судебное заседание должно произойти до проведения акции. Судебные издержки оплачиваются администрацией. В случае, если судебное заседание не состоялось по вине администрации, то акция проходит в том месте, в котором его назначили организаторы.

Статья 10. В случае, если два или более организатора подали разные уведомления на одно и то же место и время проведения акции, то администрация организует переговоры между организаторами с целью достижения компромисса. Если компромисса между организаторами достигнуть не удалось, то приоритетным считается уведомление, поданное на более раннюю дату. Если два или более спорных уведомления поданы в один день, то спор между ними решается в судебном порядке, причем судебное заседание должно быть проведено до проведения акции.

Глава 3. Отдельные вопросы проведения массовых акций

Статья 11. В случае, если массовая акция проводится с требованием выдвижения требований к органу государственной власти, то данный орган власти обязан направить на акцию своего представителя для вручения ему требований; и не позже чем через месяц после проведения акции предоставить организаторам акции мотивированный письменный ответ о результататх рассмотрения данных требований

Статья 12. В случае, если массовая акция привела к массовым беспорядкам, то органы внутренних дел имеют право применять свои полномочия для прекращения проведения акции и задержания инициаторов и участников беспорядков.

Статья 13. В случае, если массовая акция является «несанкционированной» (т.е. проводится в нарушение предусмотренного ст. 5 и 6 порядка подачи уведомлений), но при этом проходит без нарушений общественного порядка, то органы внутренних дел не имеют права разгонять акцию или задерживать ее организаторов и участников. В данном случае допускается по окончании акции привлечение ее организаторов к административной ответственности, но при этом не допускается их задержания и назначение административного ареста в качестве меры наказания.

Глава 4. Переходные положения

Статья 14. Настоящий закон вступает в силу с момента его официального опубликования. С момента вступления закона в силу Федеральный закон №54-ФЗ от 23.06.2004 и связанные с ним местные подзаконные акты утрачивают силу.

В продолжение темы: вариант данного закона для условий дореволюционной РФ