Проект

ЗАКОН

О порядке выборов и отзыва депутатов в Российской Советской Федеративной Социалистической республике

 

Комментарий из 2006 года: Настоящий проект был принят Съездом Советов рабочих, крестьян, специалистов и служащих 18 октября 1992 года одновременно с проектом Конституции РСФСР (автор - Ю.М.Слободкин). Сегодня, на наш взгляд, этот проект нуждается в серьезной доработке. В одних частях он просто дублирует проект Конституции РСФСР, в других – противоречит ей. Например, устанавливая статьей 20 численность ВЦИКа в 100 человек противоречит ст. 76 Конституции, согласно которому численность ВЦИК установлена в количестве 21 человек. Также мы не считаем правильным пункт из ст. 17, согласно которому одним из оснований для отзыва депутата может быть его судебное осуждение. Такая формулировка предполагает отмену депутатской неприкосновенности, в то время как, на наш взгляд, депутатская неприкосновенность должна быть и при социализме. Но в целом данный проект может и должен быть основой для обсуждения. В тексте законопроекта мы даем предлагаемые поправки. Красным цветом даны предложения, которых нет в проекте 1992 года, но которые предлагается вставить. Зачеркнутым шрифтом даны те предложения, которые предлагается вычеркнуть.

 

1.   Вся власть в Российской Федеративной Социалистиче­ской Республике принадлежит населению страны, объединен­ному в Советах.

2.  Граждане РСФСР, достигшие 18 лет, имеют право из­бирать и быть  избранными в Советы, за  исключением лиц, признанных  в судебном  порядке умалишенными или отбы­вающих наказание по приговору суда  за совершенное пре­ступление. К участию в выборах депутатов от учащихся высших и средних профессиональных учебных заведений могут быть допущены также учащиеся этих заведений, не достигшие 18-летнего возраста. Гражданин может быть депутатом одного Совета. При этом гражданин, избранный депутатом вышестоящего Совета, остается депутатом выдвинувшего его совета трудового коллектива (либо иного первичного Совета), регулярно участвует в го работе и отчитывается перед ним о своей деятельности. 

3.  Прямые, или косвенные ограничения избирательных прав граждан  РСФСР,  кроме предусмотренных данным  законом, запрещаются.

4.  Лица, препятствующие гражданину РСФСР в осущест­влении его права избирать и быть избранным, наказываются лишением свободы до 5 лет подлежат привлечению к уголовной ответственности.

5.   Каждый избиратель имеет один голос, все избиратели участвуют в  выборах на  равных основаниях.

6. Граждане РСФСР принимают участие в подготовке и проведении выборов через трудовые коллективы, обществен­ные и политические организации, собрания неработающих избирателей по месту жительства и военнослужащих по во­инским частям.

7. Выборы в Советы проводятся снизу вверх. Основой Со­ветской власти являются Советы депутатов, избираемые в трудовых и воинских коллективах, на собраниях неработаю­щих избирателей по месту жительства, численностью не ме­нее 3-х и не более 50 человек. Порядок выборов этих Сове­тов, их численность, в соответствии с данным законом, уста­навливает собрание или конференция трудового, воинского коллектива, неработающих избирателей по месту жительства.

В трудовых коллективах состав избираемых Советов дол­жен соответствовать социальному составу предприятия, ор­ганизации, учреждения.

Неработающие избиратели объединяются по микрорайо­нам и другим частям населенных пунктов.

Для Проведения организационной работы по подготовке выборов по месту работы и жительства, соответствующие вы­шестоящие Советы из числа членов трудовых (воинских) коллективов, неработающих избирателей, не позднее чем в 10-дневный срок со дня опубликования решения о назначе­нии выборов, по предложениям собраний трудовых (воинских) коллективов, их подразделений и неработающих изби­рателей, органов самоуправления, общественных организа­ций, партий, движений назначают комиссии численностью не менее 3 и не более 11 человек.

Выборы Советов этого уровня проводятся один раз в пять лет. Дата проведения выборов не позднее чем за 3 месяца устанавливается Верховным Советом РСФСР. После выбо­ров этого звена Советов, в сроки, установленные ВЦИК РСФСР течение 6 месяцев проводятся вы­боры в состав всех вышестоящих Советов.

8.   Выборы Советов депутатов трудовых (воинских)   кол­лективов предприятий, учреждений, организаций проводятся на собраниях  (конференциях)  трудовых  (воинских)  коллек­тивов.

Выборы депутатов могут проводиться на собраниях це­хов, отделов, участков, бригад, иных подразделений предпри­ятий, учреждений, организаций. При этом возможно прове­дение совместных собраний нескольких коллективов подраз­делений предприятия, учреждения, организации.

Норма представительства от подразделений определяется пропорционально численности Совета депутатов трудового коллектива.

9.  Собрание  (конференция)  правомочны, если присутству­ют  не  менее половины состава  трудового  коллектива, двух третей состава делегатов конференции.

Решения собрания (конференции) принимаются простым большинством голосов присутствующих на собрании (конфе­ренции).

Выборы Советов депутатов неработающими избирателями производятся на  их собраниях   (конференциях).

Численность Советов устанавливается собранием (конфе­ренцией), но не более 50 депутатов.

Для проведения собраний (конференций) трудовых кол­лективов, их подразделении, неработающих избирателей по месту жительства по выборам депутатов администрация, го­сударственные органы, общественные организации предостав­ляют безвозмездно помещения и оказывают иную необходи­мую организационную и техническую помощь.

10. Советы депутатов населенных пунктов и их частей об­разуются из представителей Советов депутатов коллективов, находящихся либо осуществляющих свою деятельность на территории данного населенного пункта и неработающих избирателей по месту жительства:

10.1.   В населенных пунктах с численностью до 15 тысяч человек по расчету 1 депутат на каждые 300 человек насе­ления  (и менее), численностью не менее 3 и не более 50 де­путатов на каждый населенный пункт.

В небольших населенных пунктах, где это будет признано осуществимым, вопросы управления разрешаются общим соб­ранием избирателей данного населенного пункта непосредст­венно.

10.2.   В населенных пунктах с численностью более 15 ты­сяч человек, по расчету 1 депутат на каждую 1000 человек населения   (и более), численностью не менее 15 и не более 250 депутатов (Москва и Ленинград не более 500 депутатов).

11. Сельские, поселковые Советы образуются из предста­вителей Советов населенных пунктов, образующих соответ­ствующую административно-территориальную   единицу.

Районные и городские (городов республиканского, краево­го, областного подчинения) Советы образуют из представи­телей сельских, поселковых и городских (городов районного, городского подчинения) Сонетов, входящих в состав административно-территориальной   единицы.

11.1.   Сельские и поселковые Советы образуются числен­ностью не менее 3 и не более 50 депутатов по расчету:

  с  населением   до   15  тысяч  человек     1   депутат  от 300  жителей      менее);

  с населением свыше 15 тысяч человек — 1 депутат от 500 жителей  (и более).

Все Советы населенных пунктов и населенные пункты со­ответствующего сельского, поселкового подчинения, не имею­щие Советов, должны быть представлены в этих Советах.

11.2.   Районные  и  городские  Советы образуются  числен­ностью не менее 15 и не более 250 депутатов  (Москва, Ле­нинград не более 500 депутатов), по расчету — 1 депутат от 1000 жителей.

В районных и городских Советах должны быть представ­лены все сельские, поселковые, городские (городов районно­го,   городского  подчинения)   Советы,

12. Областные, краевые, республиканские Советы образу­ются из представителей районных, городских (городов обла­стного, республиканского подчинения) Советов численностью не более 500 депутатов, по расчету — 1 депутат от 20 тысяч населения  (и более).

В областных краевых, республиканских Советах депута­тов должны быть представлены все Советы областного, кра­евого, республиканского подчинения.

13. В случае, если количество кандидатов, выдвинутых в состав территориального Совета, превышает установленный настоящим законом количественный состав Совета, то исполнительные органы действующих Советов соответствующего уровня устанавливают порядок проведения альтернативных выборов. При этом должны быть гарантированы равные возможности для всех кандидатов. С целью обеспечения этой возможности к разработке порядка альтернативных выборах привлекаются все участвующие в выборах общественные организации (прим: в качестве возможного сценария альтернативных выборов следует учесть опыт проведения окружных собраний во время выборов 1989 года (ст. 38 тогдашнего закона).

13. 14.  Всероссийский Совет  депутатов Съезд Советов образуется из пред­ставителей областных, краевых,  республиканских Советов численностью не более 1000 депутатов, по расчету —  1 де­путат от 200 тысяч населения  (и более), 500 из которых избираются депутатами с союзным делегированием, т.е. после восстановления СССР становятся депутатами Съезда Советов СССР, теряя при этом мандат депутата Съезда Советов РСФСР.

На Всероссийском Съезде Советов Совете депутатов должны быть пред­ставлены  все  Советы  депутатов  Российского  подчинения.

14. 15. В случае выборов депутата любого уровня в вышесто­ящий  Совет  депутатов  на  его  место  избирается  депутат  от того коллектива, собрания избирателей либо Совета депутатов, которым  депутат  был   ранее  избран.

15. 16.  Все Советы образуют из своего состава мандатные комиссии, в которые передаются все материалы по производ­ству выборов.

Мандатная комиссия проверяет поступившие материалы по выборам депутатов.

Совет по докладу мандатной комиссии решает вопрос об утверждении полномочий избранных депутатов.

В случае неутверждения полномочий того или иного де­путата Совет назначает новые выборы.

Вопрос об отмене выборов в целом по Совету решает со­ответствующий   вышестоящий   Совет.

16.  Депутаты  всех  уровней  обязаны  один  раз  в  квартал отчитываться   перед  трудовым   коллективом     (подразделени­ем), собранием  неработающих избирателей,    первоначально избравшими их депутатами, а также перед Советом, избрав­шим его в вышестоящий Совет депутатов. (прим: данное положение уже содержится в дополнении к ст.2)

17.  За невыполнение своих обязательств перед избирате­лями,  законодательства  о выборах, других законов,  уклоне­ние от отчетов, судебное осуждение за совершенное преступ­ление, иные действия, несовместимые с высоким знанием де­путата,   депутат   независимо   от   уровня   Совета   может  быть отозван  в любое  время тем  трудовым  коллективом   (подраз­делением),  собранном   неработающих  избирателей,   которым он  первоначально был  избран депутатом.

Депутат может быть привлечен к уголовной либо административной ответственности только при наличии одновременного решения Совета, в котором он состоит, и выдвинувшего его собрания. В случае привлечения депутата к уголовной ответственности и при отсутствии иных компрометирующих оснований, изложенных в первом абзаце настоящей статьи, депутат не может быть отозван до вступления в законную силу приговора суда.

Депутат вышестоящего Совета может быть отозван Со­ветом депутатов, избравшим его в вышестоящий Совет де­путатов.

Взамен отозванного депутата от соответствующего кол­лектива, собрания, Совета избирается новый депутат.

18.  Вопрос об отзыве депутата рассматривается в его при­сутствии. О времени, месте и причинах отзыва депутат изве­щается за 30 дней, в исключительных случаях — за 7 дней.

В случае невозможности участия депутата в собрании, за­седании по его отзыву, по независящим от него обстоятель­ствам (болезнь, погребение родственников, стихийное бедст­вие и т. п.), он не позднее чем за 3 дня сообщает о невоз­можности своего участия организаторам отзыва. В этом слу­чае сроки рассмотрения вопроса об отзыве переносятся.

В случае неявки депутата без уважительных причин и не­соблюдение порядка извещения о своей неявке, вопрос об отзыве депутата  рассматривается без его участия.

19,  Расходы, связанные с выборами и отзывом депутатов, осуществляются за счет государственного бюджета.

20.  Для текущей работы Советы депутатов всех уровней численностью 10 и более депутатов избирают из своего состава исполнительный орган: Советы депутатов коллективов и неработающих избирателей по месту жительства, Советы населенных пунктов до 15 тысяч человек, сельские, поселковые Советы – не более 5 человек, другие Советы — не более 15 (Москва, Ленинград не более 25, Всероссийский ис­полнительный комитет не более 100 человек). Исполнитель­ный комитет подотчетен и подконтролен избравшему его Совету. (прим: данный пункт дублирует Конституцию РСФСР)

 

Проект одобрен Всероссийским Съездом Советов трудящихся (18 октября 1992 г., Нижний Новгород) и вынесен на всенародное обсуждение.