Проект
ЗАКОН
О порядке выборов и
отзыва депутатов в Российской Советской Федеративной Социалистической
республике
Комментарий из 2006 года: Настоящий проект был принят Съездом
Советов рабочих, крестьян, специалистов и служащих 18 октября 1992 года одновременно
с проектом Конституции РСФСР (автор - Ю.М.Слободкин).
Сегодня, на наш взгляд, этот проект нуждается в серьезной доработке. В одних
частях он просто дублирует проект Конституции РСФСР, в других – противоречит
ей. Например, устанавливая статьей 20 численность ВЦИКа в 100
человек противоречит ст. 76 Конституции, согласно которому численность
ВЦИК установлена в количестве 21 человек. Также мы не считаем правильным пункт
из ст. 17, согласно которому одним из оснований для отзыва депутата может быть его
судебное осуждение. Такая формулировка предполагает отмену депутатской
неприкосновенности, в то время как, на наш взгляд, депутатская
неприкосновенность должна быть и при социализме. Но в целом данный проект может
и должен быть основой для обсуждения. В тексте законопроекта мы даем
предлагаемые поправки. Красным цветом даны предложения, которых нет в проекте
1992 года, но которые предлагается вставить. Зачеркнутым шрифтом даны те
предложения, которые предлагается вычеркнуть.
1. Вся власть в Российской Федеративной Социалистической Республике принадлежит населению страны, объединенному в Советах.
2. Граждане РСФСР, достигшие 18 лет, имеют право избирать и быть избранными в Советы, за исключением лиц, признанных в судебном порядке умалишенными или отбывающих наказание по приговору суда за совершенное преступление. К участию в выборах депутатов от учащихся высших и средних профессиональных учебных заведений могут быть допущены также учащиеся этих заведений, не достигшие 18-летнего возраста. Гражданин может быть депутатом одного Совета. При этом гражданин, избранный депутатом вышестоящего Совета, остается депутатом выдвинувшего его совета трудового коллектива (либо иного первичного Совета), регулярно участвует в го работе и отчитывается перед ним о своей деятельности.
3. Прямые, или косвенные ограничения избирательных прав граждан РСФСР, кроме предусмотренных данным законом, запрещаются.
4. Лица, препятствующие гражданину РСФСР в осуществлении его права
избирать и быть избранным, наказываются лишением свободы до 5 лет подлежат
привлечению к уголовной ответственности.
5. Каждый избиратель имеет один голос, все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях.
6. Граждане РСФСР принимают участие в подготовке и проведении выборов через трудовые коллективы, общественные и политические организации, собрания неработающих избирателей по месту жительства и военнослужащих по воинским частям.
7. Выборы в Советы проводятся снизу вверх. Основой Советской власти являются Советы депутатов, избираемые в трудовых и воинских коллективах, на собраниях неработающих избирателей по месту жительства, численностью не менее 3-х и не более 50 человек. Порядок выборов этих Советов, их численность, в соответствии с данным законом, устанавливает собрание или конференция трудового, воинского коллектива, неработающих избирателей по месту жительства.
В трудовых коллективах состав избираемых Советов должен соответствовать социальному составу предприятия, организации, учреждения.
Неработающие избиратели объединяются по микрорайонам и другим частям населенных пунктов.
Для Проведения организационной работы по подготовке выборов по месту работы и жительства, соответствующие вышестоящие Советы из числа членов трудовых (воинских) коллективов, неработающих избирателей, не позднее чем в 10-дневный срок со дня опубликования решения о назначении выборов, по предложениям собраний трудовых (воинских) коллективов, их подразделений и неработающих избирателей, органов самоуправления, общественных организаций, партий, движений назначают комиссии численностью не менее 3 и не более 11 человек.
Выборы Советов этого
уровня проводятся один раз в пять лет. Дата проведения выборов не позднее чем за 3 месяца устанавливается Верховным Советом
РСФСР. После выборов этого звена Советов,
в сроки,
установленные ВЦИК РСФСР течение 6
месяцев проводятся выборы в состав всех вышестоящих Советов.
8. Выборы Советов депутатов трудовых (воинских) коллективов предприятий, учреждений, организаций проводятся на собраниях (конференциях) трудовых (воинских) коллективов.
Выборы депутатов могут проводиться на собраниях цехов, отделов, участков, бригад, иных подразделений предприятий, учреждений, организаций. При этом возможно проведение совместных собраний нескольких коллективов подразделений предприятия, учреждения, организации.
Норма представительства от подразделений определяется пропорционально численности Совета депутатов трудового коллектива.
9. Собрание (конференция) правомочны, если присутствуют не менее половины состава трудового коллектива, двух третей состава делегатов конференции.
Решения собрания (конференции) принимаются простым большинством голосов присутствующих на собрании (конференции).
Выборы Советов депутатов неработающими избирателями производятся на их собраниях (конференциях).
Численность Советов устанавливается собранием (конференцией), но не более 50 депутатов.
Для проведения собраний (конференций) трудовых коллективов, их подразделении, неработающих избирателей по месту жительства по выборам депутатов администрация, государственные органы, общественные организации предоставляют безвозмездно помещения и оказывают иную необходимую организационную и техническую помощь.
10. Советы депутатов населенных пунктов и их частей образуются из представителей Советов депутатов коллективов, находящихся либо осуществляющих свою деятельность на территории данного населенного пункта и неработающих избирателей по месту жительства:
10.1. В населенных пунктах с численностью до 15 тысяч человек по расчету 1 депутат на каждые 300 человек населения (и менее), численностью не менее 3 и не более 50 депутатов на каждый населенный пункт.
В небольших населенных пунктах, где это будет признано осуществимым, вопросы управления разрешаются общим собранием избирателей данного населенного пункта непосредственно.
10.2. В населенных пунктах с численностью более 15 тысяч человек, по расчету 1 депутат на каждую 1000 человек населения (и более), численностью не менее 15 и не более 250 депутатов (Москва и Ленинград не более 500 депутатов).
11. Сельские, поселковые Советы образуются из представителей Советов населенных пунктов, образующих соответствующую административно-территориальную единицу.
Районные и городские (городов республиканского, краевого, областного подчинения) Советы образуют из представителей сельских, поселковых и городских (городов районного, городского подчинения) Сонетов, входящих в состав административно-территориальной единицы.
11.1. Сельские и поселковые Советы образуются численностью не менее 3 и не более 50 депутатов по расчету:
— с населением до 15 тысяч человек — 1 депутат от 300 жителей (и менее);
— с населением свыше 15 тысяч человек — 1 депутат от 500 жителей (и более).
Все Советы населенных пунктов и населенные пункты соответствующего сельского, поселкового подчинения, не имеющие Советов, должны быть представлены в этих Советах.
11.2. Районные и городские Советы образуются численностью не менее 15 и не более 250 депутатов (Москва, Ленинград не более 500 депутатов), по расчету — 1 депутат от 1000 жителей.
В районных и городских Советах должны быть представлены все сельские, поселковые, городские (городов районного, городского подчинения) Советы,
12.
Областные, краевые, республиканские Советы образуются из представителей
районных, городских (городов областного, республиканского подчинения) Советов
численностью не более 500 депутатов, по расчету — 1 депутат от 20 тысяч
населения (и более).
В областных краевых, республиканских Советах депутатов должны быть представлены все Советы областного, краевого, республиканского подчинения.
13. В случае, если количество
кандидатов, выдвинутых в состав территориального Совета, превышает
установленный настоящим законом количественный состав Совета, то исполнительные
органы действующих Советов соответствующего уровня устанавливают порядок
проведения альтернативных выборов. При этом должны быть гарантированы равные
возможности для всех кандидатов. С целью обеспечения этой
возможности к разработке порядка альтернативных выборах привлекаются все
участвующие в выборах общественные организации (прим: в качестве
возможного сценария альтернативных выборов следует учесть опыт проведения
окружных собраний во время выборов 1989 года (ст. 38 тогдашнего
закона).
13. 14. Всероссийский Совет депутатов Съезд Советов образуется из представителей
областных, краевых, республиканских
Советов численностью не более 1000 депутатов, по расчету — 1 депутат от 200 тысяч населения (и более), 500 из которых избираются депутатами с союзным
делегированием, т.е. после восстановления СССР становятся депутатами Съезда
Советов СССР, теряя при этом мандат депутата Съезда Советов РСФСР.
На Всероссийском Съезде Советов Совете депутатов должны быть представлены все
Советы депутатов Российского
подчинения.
14. 15. В случае выборов
депутата любого уровня в вышестоящий
Совет депутатов на
его место избирается
депутат от того коллектива,
собрания избирателей либо Совета депутатов, которым депутат
был ранее избран.
15. 16. Все Советы образуют из своего состава
мандатные комиссии, в которые передаются все материалы по производству
выборов.
Мандатная комиссия проверяет поступившие материалы по выборам депутатов.
Совет по докладу мандатной комиссии решает вопрос об утверждении полномочий избранных депутатов.
В случае неутверждения полномочий того или иного депутата Совет назначает новые выборы.
Вопрос об отмене выборов в целом по Совету решает соответствующий вышестоящий Совет.
16. Депутаты
всех уровней обязаны
один раз в квартал
отчитываться перед трудовым
коллективом (подразделением),
собранием неработающих избирателей, первоначально избравшими их депутатами, а также перед
Советом, избравшим его в вышестоящий Совет депутатов.
(прим: данное
положение уже содержится в дополнении к ст.2)
17. За невыполнение своих обязательств перед
избирателями, законодательства о выборах, других законов, уклонение от отчетов, судебное осуждение
за совершенное преступление, иные действия, несовместимые с высоким
знанием депутата, депутат независимо
от уровня Совета
может быть отозван в любое
время тем трудовым коллективом
(подразделением), собранном
неработающих избирателей, которым он
первоначально был избран
депутатом.
Депутат может быть привлечен к уголовной либо
административной ответственности только при наличии одновременного решения
Совета, в котором он состоит, и выдвинувшего его собрания. В случае привлечения
депутата к уголовной ответственности и при отсутствии иных компрометирующих
оснований, изложенных в первом абзаце настоящей статьи, депутат не может быть
отозван до вступления в законную силу приговора суда.
Депутат вышестоящего Совета может быть отозван Советом депутатов, избравшим его в вышестоящий Совет депутатов.
Взамен отозванного депутата от соответствующего коллектива, собрания, Совета избирается новый депутат.
18. Вопрос об отзыве депутата рассматривается в
его присутствии. О времени, месте и причинах отзыва депутат извещается за 30
дней, в исключительных случаях — за 7 дней.
В случае невозможности участия депутата в собрании, заседании по его отзыву, по независящим от него обстоятельствам (болезнь, погребение родственников, стихийное бедствие и т. п.), он не позднее чем за 3 дня сообщает о невозможности своего участия организаторам отзыва. В этом случае сроки рассмотрения вопроса об отзыве переносятся.
В случае неявки депутата без уважительных причин и несоблюдение порядка извещения о своей неявке, вопрос об отзыве депутата рассматривается без его участия.
19, Расходы, связанные с выборами и отзывом депутатов, осуществляются за счет государственного бюджета.
20. Для текущей работы Советы депутатов всех
уровней численностью 10 и более депутатов избирают из своего состава
исполнительный орган: Советы депутатов коллективов и неработающих избирателей
по месту жительства, Советы населенных пунктов до 15 тысяч человек, сельские,
поселковые Советы – не более 5 человек, другие Советы — не более 15 (Москва,
Ленинград не более 25, Всероссийский исполнительный комитет не более 100
человек). Исполнительный комитет подотчетен и подконтролен избравшему его
Совету. (прим:
данный пункт дублирует Конституцию РСФСР)
Проект одобрен Всероссийским
Съездом Советов трудящихся (18 октября