Коммунальная кабала

Спасет ли ЖКХ национализация?

 

Исход государства из жилищно-коммунальной сферы стал одним из главных провалов либерально-экономической политики новой России. Не разгосударствление собственности, а приватизация прежде незыблемых государственных функций — таково базовое объяснение плачевного социального климата в стране.

Как верно заметил блестящий американский экономист Джеффри Сакс, передача бизнесу обязанностей по предоставлению общественно необходимых услуг «равносильна превращению государственной монополии в монополию частную, при которой нет конкуренции в качестве услуг». Господа верховные бюрократы, если однажды народ массово выйдет на улицы, как это недавно случилось в Болгарии, не говорите, что вас не предупреждали.

Президент и правительство находятся во власти корпоративных лоббистов и окопавшихся на всех уровнях коррупционеров, озабоченных лишь пополнением собственных карманов да удовлетворением снявших их как проституток олигархов. Лучший способ заработка — обложение данью всего общества — во всей красе проявился в сфере ЖКХ. Расчет безошибочный: отказаться от многих продуктов питания, ширпотреба, бытовой техники с натяжкой, но можно, а от воды, тепла, электричества — никогда. Бразды правления в «коммуналке» переданы тем, кто предложил за них наибольшую цену.

Нынешний коммунальный коллапс сопровождается унизительной утратой государством главенствующей позиции во взаимоотношениях с дельцами. Не зря же все чаще в словосочетании «государственно-частное партнерство» (в зарубежной трактовке Public-Private Partnership, или «общественно-частное партнерство») стороны взаимодействия меняются местами, и во главе процесса оказывается алчущий наживы коммерсант. Получающий прибыль, как, например, в ОАО «Российские коммунальные системы» (см. «Игра в монополию», «МК» от 26 февраля с.г.), даже там, где доходами вроде бы и не пахнет.

К слову, ОАО «РКС», принадлежащее двум кипрским фирмешкам, активно педалирует тему финансовой ответственности потребителей их услуг. В числе мер по повышению качества ЖКУ, предлагаемых руководством компании к грядущему заседанию Госсовета по жилищно-коммунальной проблематике, «первоочередное решение задач по улучшению финансовой дисциплины в отрасли, а затем ужесточение требований по качеству услуг». Всем понятно, что для ребят главное и что «затем»?

Государство, некогда продавшее за пригоршню сребреников одно из основных своих предназначений — обеспечение общественными, в данном случае коммунальными, благами — ныне вертится как уж на сковородке, пытаясь выгородить собственные ошибки. С 1 января этого года выросли не тарифы (они увеличатся 1 июля и 1 сентября), а нормативы потребления коммунальных услуг. Дополнительно, во исполнение дилетантского Постановления Правительства от 6 мая 2011 г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», во многих регионах произошло структурирование платежей на общедомовые нужды и индивидуальные расходы.

Для сведения: тарифы утверждаются Федеральной службой по тарифам и ее региональными подразделениями (возмездие за раззадоривание роста потребительских цен через включение в коммунальные тарифы инфляционной составляющей ожидает чиновников в ближайшем будущем). Нормативы же подписываются руководителями субъектов Федерации, что открывает необъятное поле для коррупции — как по-другому объяснить взрывной рост «жировок» на 225% в Мурманской области или скачкообразное повышение отдельных платежей более чем в 3 раза в Питере? Ну, уволят проворовавшегося вице-губернатора, а где найти такого, что не будет подвержен соблазну «договориться» с коммунальными барыгами?

Теперь проиллюстрируем непрофессионализм составителей Постановления №354. Во-первых, наша коммунальная инфраструктура часто банально не соответствует представлениям правительственных мечтателей. Например, водопроводная труба идет по подвалу одного дома в другой, при этом, кроме стояков, никаких общедомовых ответвлений не прослеживается. Тем не менее с жильцов первого дома сдирают и за «общедомовые нужды», и за все водопотери по пути ко второму (третьему, четвертому) дому.

Во-вторых, разработчики, по всей вероятности, мыслят категориями собственных элитных жилищ. Так, в перечнях общедомовых расходов присутствует графа «стоки», как будто в кондоминиумах «творцов» сплошь и рядом поставлены межэтажные унитазы, а на чердаках обустроены коллективные сауны и джакузи. При этом стоки рассчитываются эквивалентно потребленной воде. А если в доме протечки и вода остается в подвалах? А полив газонов в весенне-летний период? Это еще что. Коммунальное ворье регулярно ставит вопрос об оплате дополнительных стоков, возникающих от пристрастия некоторых «несознательных» жильцов к пиву или минералке.

В-третьих, авторы не учли (а может, наоборот) предприимчивость коммунальщиков. Региональные электросети нередко устанавливают общедомовые электросчетчики, наматывающие в полтора-два раза больше по сравнению со счетчиками, фиксирующими суммарное потребление электроэнергии на освещение отдельных подъездов вместе с чердаком и подвалом. Сказки? Пусть наши «заботливые» депутаты повнимательнее покопаются в обращениях к себе, любимым. Письмах, вопреки закону остающихся без ответа и переадресованных не президенту или премьеру, а автору этих строк. Как к последней инстанции.

Наконец, какой умник догадался вменить в обязанности потребителей коммунальных услуг пункт следующего содержания: «при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее 26-го числа текущего месяца»? А ничего, что люди иногда работают (уезжают, болеют в стационарах), а часть указанных дней, как в нынешнем марте, приходится на выходные? Надо полагать, в понедельник, 25 марта, народ вместо того, чтобы трудиться на благо ВВП, будет судорожно дозваниваться до коммунальщиков с домашних, рабочих и мобильных телефонов (другой вариант — стоять в очередях) с целью сообщить «благодетелям» заветные циферки.

О счетчиках. Метущийся Минрегион предлагает уже со следующего года в случае, если в доме (квартире) не установлены общедомовые (индивидуальные) приборы учета, раз в полугодие повышать на 10% нормативную плату за электричество, горячую и холодную воду. Установка счетчиков, само собой, предполагается за счет потребителей, но никак не «нищих» ресурсоснабжающих организаций.

Господа, за что вы нас штрафовать собрались? За то, что мы все еще нагло проживаем в собственных квартирах, пользуемся вашими «золотыми» услугами и регулярно платим запредельный коммунальный оброк? А почему бы вам при расчете норматива потребления тепла (не воды) учитывать не только тариф, норматив и метраж наших халуп, но и количество жильцов, дышащих нагретым вами воздухом?

Разрастание жилищно-коммунального кошмара не остановить. И дело не в просчетах регуляторов или неудовлетворительном противодействии коррупции, ошибка системная — самоустранение государства от обеспечения общественных услуг. Только тотальное восстановление государственного присутствия в ЖКХ вернет социальный покой. Любой, кто пойдет на выборы с подобными лозунгами, выиграет их в первом же туре.

Россия не нуждается в создании бюрократического монстра наподобие министерства ЖКХ. Хотя бы потому, что власть по закону не может зарабатывать на своих гражданах. Государство должно вернуться в эту сферу в форме коммерческого акционерного общества со 100-процентным неснижаемым участием в уставном капитале, а лучше — в формате некоммерческой госкорпорации, не заточенной под получение дохода всеми возможными способами.

Где взять деньги на модернизацию коммуналки? В налогах. Прочь либеральные всхлипы: в США с 1930 по 1950 г. гражданские расходы федерального бюджета выросли с 3 до 10% ВВП (ВВП также увеличивался), а к 1980 г. достигли 16% ВВП (в это трудно поверить, но в современной России данный показатель меньше!). Итогами стали не только строительство инфраструктуры или подъем науки, но и развитие образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, продовольственной помощи бедным, поддержки безработных. В свою очередь снижение финансирования общественных программ, начатое во времена Рональда Рейгана, привело к тому, что сегодня накопленная задолженность по потребностям одной лишь инфраструктуры достигла, по данным Американского общества инженеров-строителей, 15% ВВП. Практически столько же, сколько в России.

Национализация, иного не дано. Только тогда коммунальный платеж, как заметил на недавнем кремлевском совещании главный российский романтик, будет «экономически обоснованным и социально справедливым».

 

Никита Кричевский           

газета "Московский Комсомолец" № 26179 от 5 марта 2013 г.

источник - http://www.mk.ru/economics/article/2013/03/04/821143-kommunalnaya-kabala.html