Что ждать от замены льгот денежной компенсацией

или

"Не волнуйтесь, будет хуже"

 

(в продолжение темы, поднятой в статье «Чего ждать от монетизации льгот в ЖКХ»)

 

Именно так говорили мои руководители нижестоящим сотрудникам, когда те критиковали политику правительства, направленную на разрушение исправно работавшей системы производственных отношений. Это было в начале 90-х годов, когда я работал в одном из государственных органов. Впрочем, в то время стал сбоить весь государственный механизм, все его системы и компоненты.

Но прошли лихие 90-е, а тенденции, заложенные тогда, и сейчас находят свое проявление во многих сферах, в том числе и в социальной.

Мне недавно рассказали случай, который красноречиво свидетельствует о том, как «пекутся» о народе те, кто действительно должен это делать. Сотрудники «Альтернативной газеты» с долей горькой иронии поведали мне о нашествии на их редакцию жителей Старой Купавны, которые просили помочь в ксерокопировании многочисленных документов. Для чего?

Чтобы понять все происходящее, нужно начать со скандального антинародного федерального закона № 122 от 2005 года. Это так называемый закон «О монетизации льгот». Вы помните, что этот закон требует перейти к замене социальных льгот денежными компенсациями. В полном объеме он начнет действовать с 2010 года. А сейчас идет заключительный этап. С целью реализации закона в нашем субъекте Федерации принят Закон Московской области № 43/2008-ОЗ от 11 апреля 2008 года «О переходе к предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Московской области в денежной форме».

В соответствии с этим законом с 01 января 2009 года льготники будут оплачивать все коммунальные услуги в полном объеме, без учета льготы. Вместо льгот они станут получать денежную компенсацию, которая будет поступать на личный счет гражданина в Сбербанке. Причем не сразу, а некоторое время спустя. Для оформления денежной компенсации населению необходимо собрать пакет документов. Причем для всех категорий льготников перечень документов одинаковый.

К созданию нашумевшего закона долгое время было приковано внимание не только гражданского общества, но и депутатов различного уровня полномочий. В частности, подмосковные законодатели и Правительство Московской области осознали, во что может вылиться бездумный и непродуманный подход к данной теме, и не захотели повторения событий 2005 года, когда старики выходили на улицы и перекрывали трассы. Депутаты областной Думы и подмосковного правительства решили, что закон Московской области должен отрегулировать постепенное и поэтапное введение положений закона данного порядка, а перед его запуском все его механизмы должны быть опробованы на экспериментальных площадках, на двух-трех подмосковных территориях.

В окончательном варианте закон будет вынесен на обсуждение областной Думы 10 октября 2008 года. Но уже сейчас одна из норм подмосковного закона гласит, что условия и порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, устанавливаются Правительством Московской области. Правительство Московской области и установило такой порядок, закрепив его постановлением от 01 июля 2008 г. № 508/22. Привожу дословно: «Установить, что Порядок применяется на территории Егорьевского муниципального района, городских округов Электросталь и Домодедово Московской области». Заметьте, только в трех муниципальных образованиях и все …

Что ж, в той же Электростали эксперимент почти удался. Хотя этот город – не показатель. Надо понимать, что Электросталь город компактный, с очень хорошо развитой инфраструктурой. Электростальское управление социальной защиты – лучшее в области. Отделения Сбербанка чуть ли не на каждой улице. Развита система банкоматов. Но и там люди были очень недовольны необходимостью оформлять массу документов, а затем ходить в банк за компенсацией. А вот Егорьевский и Домодедовский районы с присущими им сельскими проблемами, столкнулись с массой трудностей и получили еще больше народного гнева.

В некоторых муниципальных образованиях уже сейчас наотрез отказались от нововведений, до тех пор, пока не будет полной готовности к исполнению закона.

А некоторые муниципальные районы, в том числе и Ногинский, решили побежать «впереди паровоза» и наперегонки стали внедрять эту систему, не продумав механизмов ее реализации. Просто занялись самодеятельностью. Городское поселение Старая Купавна входит в состав Ногинского муниципального района и поэтому тоже достанется. У нас закон еще не вступил в силу, а введение новой системы уже вызвало бурю недовольства со стороны людей. И вот почему.

Например в Старой Купавне всего две «однокомнатные» сберкассы. А в поселках Зеленом и Рыбхоз их вовсе нет. Мало и почтовых отделений, поэтому не избежать больших очередей. Среди льготников – немало лежачих. Чтобы родственникам или соседям за них сдать и получить необходимые документы, нужно оформить нотариальную доверенность и заплатить за это немалые деньги. За ксерокопирование тоже приходится платить. И везде очереди. В ЖЭКах страшная толчея. Кто-то лезет без очереди, кто-то проходит «по блату». У людей сдают нервы. Они кричат друг на друга, доходит до потасовок. Уже были случаи сердечных приступов и гипертонических кризов. Это - не шутки. Как не печально, но можно с уверенностью предположить, что ряд пожилых больных людей такие заботы высоких чиновников раньше времени сведут в могилу.

Коммунисты в областной думе настаивают, чтобы законодательно разрешить оформление таких доверенностей ЖЭКами и бесплатно, и без нотариуса. Ими сейчас проводится экспертиза законности запросов всего требуемого списка документов и прорабатывается законодательно восстановление баз данных, ведь подобные документы льготники уже собирали однажды. КПРФ требует ввести норму о переводе денег на лицевые счета заранее. К сожалению, таким образом можно будет помочь только областным льготникам, а федеральным выплаты могут задержать. По опыту экспериментальных площадок - до двух-трех месяцев. Областным властям федеральные полномочия не подвластны.

Давайте порассуждаем о том, для чего понадобилось менять уже существующую отлаженную систему льгот и кому это может быть выгодно. Понятно, что не простому человеку – пенсионеру, инвалиду, многодетной матери. Им, постоявшим в очередях, потрепавшим остатки здоровья, потратившим деньги на оформление бумаг, придется оплатить всю «коммуналку» полностью. Вернут же ему его «льготную» часть спустя продолжительное время. Где это все время будут крутиться эти деньги? Ответ очевиден – в банке. А банк если уж с кем-то и поделится прибылью от такой «прокрутки», то уж никак не с тем ветераном, чьи деньги он пускал в оборот. Очередная схема обогащения «слуг народа» за счет народа. Иначе чем объяснить тот факт, что уполномочен прокручивать деньги только определенный банк, и никто другой. У власти к нему, наверное, больше доверия, т.к. он уже имеет опыт изъятия средств у населения.

В очередной раз возникает ощущение, что у нас не власть для народа, а народ для власти. И они еще говорят о постоянном улучшении качества жизни людей.

Во многих странах мира пожилые люди при выходе на пенсию ощущают новый прилив сил, связанный с новыми открывающимися возможностями. Они активно занимаются зарубежным туризмом, проводят время в клубах и досуговых центрах. Они начинают жизнь заново, причем не заботясь о хлебе насущном. У нас такого никогда не было, и судя по стараниям государства – никогда не будет. Наши старики остаются на обочине жизни, обреченные на болезни и бедность, на унижения и блуждание в бесконечных бюрократических дебрях. Как в известном анекдоте, остается лишь разрешить льготникам переходить на красный свет светофора, заплывать за буйки и стоять под работающей кран-балкой.

 

Юрий Хрипунов, депутат Ногинского муниципального района Московской области