Реформа ЖКХ: кто виноват и что делать

 

Как известно, новый Жилищный кодекс (ЖК) РФ обязывает собственников жилья до конца этого года выбрать один из способов управления многоквартирным домом товарищество собственников жилья (ТСЖ), управляющую компанию (УК) или «непосредственное управление». По данным социологов, по состоянию на начало октября этого года, 82% опрошенных не знали о сути проводимой реформы. Поэтому когда им навязывают выбор конкретной ТСЖ или управляющей компании – то это очень часто сопровождается дезинформацией. Надо рассказать об этом подробнее.

Итак, первый вариант – ТСЖ. На основании ст. 153-158 ЖК РФ член ТСЖ несет расходы за содержание принадлежащего ему помещения, за содержание общего имущества (включая чердаки, подвалы, дворы и их освещение и т.п.), а также вносит плату за «услуги и работу по управлению» домом, а также несет расходы за текущий и капитальный ремонт, оплачивает коммунальные услуги. Для жильцов это означает, что они будут платить намного больше – к их квартплате добавятся, во-первых, оплата правления ТСЖ, во-вторых, оплата за содержание и ремонт всего дома. Вот конкретный пример - в городе Кирове в этом году рост тарифа за теплоснабжение для жителей, проживающих в муниципальном жилье, составил 20%, а для жильцов ТСЖ этот рост составил 77%. Насколько ТСЖ экономически эффективны – судите сами: в Москве несколько лет назад власти создали 3000 ТСЖ. Сегодня из них остались 200.

Второй вариант – частные «управляющие компании» (УК), которые будут брать за свои «посреднические услуги» немалые деньги. В Подольске, например, это выглядит так: возникают «управляющие компании», которые не имеют ничего, кроме печати, но тем не менее претендуют на оказание коммунальных услуг гражданам. Когда их спрашивают: а как же вы собираетесь оказывать эти услуги, если у вас нет ничего, кроме печати? – они отвечают: а мы будем собирать с населения деньги и делать заказы в существующем МУЖРП. То есть реформа сводится к тому, что на пути между жителями и поставщиком услуг появляется лишняя посредническая структура. На содержание которой и выплату для ее сотрудников зарплаты (причем, очевидно, очень даже не маленькой!) люди будут платить дополнительные деньги из собственного кармана.

Характерной особенностью их является то, что государство не несет никакой ответственности за их деятельность. Поэтому есть риск, что УК будут исполнять свои обязательства недобросовестно или они могут исчезнуть вместе с нашими денежками. Примеры тому уже есть.

И, наконец, третий вариант - так называемое “непосредственное управление”. Его часто преподносят как «наименьшее зло». В числе плюсов этого варианта называют то, что если в случае ТСЖ или управляющей компании за одного неплательщика отвечает весь дом (т. е. если один житель дома по бедности не в состоянии оплачивать коммунальные услуги, то электричество, воду и тепло отключат всему дому или даже всему кварталу), а при “непосредственном управлении” каждый отвечает сам за себя. Это преподносится как плюс. Но такая форма отношений оставляет неимущих граждан один на один со своими проблемами и насаждает мораль “человек человеку волк”.

Кому выгодна происходящая реформа? В первую очередь она проводится в интересах крупного бизнеса, который хочет присвоить себе жилищный комплекс. Общая стоимость имущества, которое в результате этой реформы вовлекается в рыночный оборот, оценивается специалистами в 3 триллиона рублей. Часто можно слышать, что «сфера ЖКХ – убыточна, а когда придет частный хозяин, то она станет прибыльной». За чей счет сфера ЖКХ станет прибыльной? Ясно, что «прибыльной» она станет после того, как оплачивать всё должны будем мы сами. Пример: если сейчас в Москве стоимость обслуживания дома частной организацией составляет 13-15 рублей за квадратный метр в месяц, то после перехода коммунального хозяйства в частные руки эта плата поднимется до 2-2,5 долларов в месяц. Это только за обслуживание, без учета оплаты коммунальных услуг.

Вторые, кто заинтересован в реформе – это многие представители власти. Как известно, постоянный рост тарифов на услуги ЖКХ вызывает многочисленные акции протеста, и отдуваться за это приходится властям по всей их вертикали. Вот они и желают сбросить с себя «проблемную» сферу ЖКХ и отдать ее на откуп частному хозяину, у которого на все претензии будет один ответ – «обращайся в суд».

Процесс передачи жилья в частные руки проводится по аналогии с грабительской приватизацией 1990-х годов – начиная с того, что сам процесс схож с ваучеризацией (только здесь в качестве ваучера выступает ваша собственная квартира), заканчивая особенностями пропагандистского обеспечения: тогда тоже власти навязывали вам “выбор одной из трех форм приватизации вашего предприятия” - по первому варианту или по второму - но при этом не позволяли поставить приватизацию под сомнение. Результат известен: все заводы в руках олигархов.

Так или иначе, но граждане явно не спешат реформироваться – даже не зная всех деталей, интуитивно подозревая, что эта реформа не несет ничего хорошего. Известно множество случаев – в Москве, Московской области, других регионах – если среди участников домового собрания оказывается грамотный человек, знающий, что несет Жилищный кодекс (или даже если перед собранием по почтовым ящикам оказываются листовки, разъясняющие сущность реформы) – то этого оказывается достаточно, чтобы  агитаторы за создание ТСЖ или эмиссары управляющих компаний с позором бежали от разгневанных жильцов. Например, в Москве по состоянию на начало октября выбрали форму управления только 6% москвичей. Причем подавляющее большинство из них отдало предпочтение старым проверенным  ДЕЗам. Лишь 0,7% доверили обслуживание своего дома созданным самими жильцами ТСЖ и только 0,1% (!) — частным управляющим компаниям (УК).

Наилучшим вариантом было бы перенести введение Жилищного кодекса в действие, например, до 2010 года. Вместо этого, однако, сторонники реформы часто подгоняют население «выбрать форму управления» до 1 января 2007 года. В последнее время это почувствовали на себе москвичи. Подобные случаи еще раньше были и в других регионах. Одним из примеров является т.н. «заочное голосование», когда либо гражданам рассылают листочки (т.н. «бюллетени для заочного голосования»). Иногда доходит до анекдотических ситуаций: например, в местной газете чиновники рапортуют: "Успешно внедряется в жизнь жилищный кодекс - создано ТСЖ в домах по такому-то адресу и перешли в руки управляющих компаний дома по такому-то адресу", а жители этих домов узнают про эти ТСЖ и УК только из этих самых газет!

В конечном итоге это может привести это к тому, что когда после Нового года жильцы почувствуют на себе результаты реформы, то кончится социальным взрывом, подобным тому, который был в начале 2005 года вследствие монетизации.

Что же можно посоветовать гражданам в такой ситуации?

Во-первых – не торопиться с выбором формы управления. Не надо поддаваться на уговоры типа «если не успеете до 1 января, то будет плохо».  Во-первых, сейчас ставится вопрос о законодательной отмене Жилищного кодекса либо по крайней мере о переносе введения его в действие до 2010 года. На 28-29 октября и 2 декабря намечены общероссийские массовые акции в поддержку этих требований, возможно, до этих дат проблему удастся решить. Тем более сегодня требование отмены ЖК стало, без преувеличения, общенародным – с ним выступают как сами граждане и общественные организации, так и многие представители власти, убедившиеся, что реформа несет им только проблемы. И если кое-где (например, в Москве и ряде подмосковных городов) власти всё еще настаивают на «выборе формы управления», то в большинстве подмосковных муниципальных образований и многих других субъектов федерации даже сами чиновники местных администраций выступают за отмену ЖК. Вместо этого возможно на первом этапе – восстановление статус-кво, существовавшего до принятия нынешнего ЖК. В дальнейшем – разработка принципиально нового ЖК, действительно отражающего интересы народа.

В любом случае, если вы до 1 января так и не выберете форму управления – то хуже не будет. Реформаторы пугают вас – «если вы не выберете управляющую компанию, то за вас это сделают власти». Но именно это даже в рамках нынешнего ЖК будет меньшим злом – если вам, например, придется протестовать против непомерно высоких коммунальных тарифов - то иметь дело с одной крупной структурой, за которую отвечает администрация – это лучше, чем иметь дело со множеством бесконтрольных ТСЖ и управляющих компаний.

Второе, что нужно сделать гражданам – это самоорганизация. После знаменитых акций протеста против монетизации в начале 2005 года народ создал снизу инициативные органы – Комитеты спасения, Комитеты защиты, Общественные советы (не путать с теми «общественными советами», которые  существуют при администрациях). В частности, домовое собрание, посвященное реализации ЖК, должно заканчиваться не «выбором формы управления», а созданием домового комитета. Такие комитеты должны координировать действия между собой в районном, городском и областном масштабе для того, чтобы можно было организовывать солидарные выступления в защиту ваших законных интересов. Когда люди активно выступают за защиту своих прав – тогда удается добиться успеха. Например, именно под давлением массовых акций протеста 28 июня Госдума приняла в первом чтении поправки группы депутатов к Жилищному кодексу, которые нейтрализуют ряд вредных последствий реформ ЖКХ; а 28 сентября законодательное собрание Кировской области издало обращение к президенту РФ с предложением отложить срок выбора форм управления до 2010 года, а также радикальным образом переработать Жилищный кодекс, исключив из него ряд наиболее одиозных пунктов (ставился вопрос о законодательной инициативе по отмене ЖК в целом, но сразу это не получилось, поскольку многие депутаты, на словах признавая необходимость отмены ЖК, испытывают сильное давление со стороны заинтересованных структур). Эта инициатива получит поддержку и в других регионах. По образцу Кирова аналогичные законодательные инициативы будут внесены в ряде других субъектов федерации и будет поддержано массовыми акциями при рассмотрении этих вопросов как на областном, так и на федеральном уровне. Для успеха этих инициатив потребуется поддержка среди граждан. Следите за объявлениями.