Концепция
альтернативного Жилищного кодекса (ЖК)
1.
основной
принцип жилищной политики государства, закрепленный в ЖК – постоянное улучшение
жилищных условий граждан.
2.
Принципы предоставления жилья:
-
не менее 50% квартир в каждом строящемся доме предоставляется под бесплатное
предоставление лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий (очередникам,
передовикам производства и т.д.). Впоследствии доля бесплатно предоставляемых
квартир должна увеличиваться, по мере создания условий вывода жилья из сферы
купли-продажи
-
запрет на «уплотнительную застройку». Строительство любых сооружений рядом с
жилыми домами (за исключением антенн и предусмотренных проектом неотъемлемых
частей инфраструктуры жилого дома) разрешается не ближе чем на расстоянии,
равном высоте возводимого сооружения. Строительство новых районов только на
новом месте
-
ликвидировать разницу между приватизированными и неприватизированными
квартирами, введя для них единую систему представления жилья и формирования
коммунальных тарифов
-
изменение жилищных условий (переселение из одного постоянного жилья в другое)
допускается только с улучшением жилищных условий. Этот принцип не
распространяется на элитное жилье
-
гражданин не имеет права на продажу своего жилья (и на передачу иным лицам
доверенности на жилье) в случае отсутствия прописки по иному месту жительства
-
жильцы общежитий (как ведомственных, так и муниципальных) рассматриваются как
нуждающиеся в первоочередном улучшении жилищных условий
3.
Принципы формирования коммунальных тарифов:
-
устанавливается социально приемлемый уровень тарифов (первоначально – не выше
10% от совокупного дохода семьи, в перспективе – дальнейшее снижение)
-
изменение коммунальных тарифов допускается только в сторону их снижения
-
гражданам предоставляется выбор в форме оплаты коммунальных услуг – либо по
фиксированным ежемесячным нормативам, либо по показаниям счётчиков, либо
комбинированный тариф (определённый объём потребляемых услуг – по нормативу, а
что сверх него – по счётчику). При этом:
- нормативы ежегодно пересматриваются на
основании показаний счётчиков за прошлый год. Норматив может быть не выше, чем
1,25 от среднего показания счётчиков для фиксированной оплаты и не выше 100% от
среднего показания счетчиков в случае комбинированной оплаты.
- граждане
имеют право выбирать форму оплаты отопления – либо только в течение
отопительного сезона, либо с разбивкой оплаты отопительного сезона на
одинаковую сумму в течение каждого месяца на весь год. Теплоснабжающие
организации обязаны регулировать порядок подачи отопления в зависимости от
погодных условий, с тем, чтобы температура в жилых домах соответствовала
установленным нормам. При этом ежемесячный тариф на отопление для граждан не
должен зависеть от погодных условий
-
Советы всех уровней – начиная от создаваемых гражданами в инициативном порядке
домовых комитетов и Комитетов спасения, заканчивая представительными органами
власти всех уровней (после установления Советской власти разница между этими
понятиями сотрется – власть всех уровней будет формироваться снизу доверху на
основе Советов, формируемых по производственно-территориальному принципу)
контролируют формирование тарифов путем:
- участия в формировании тарифов
-
контроля за правильностью уже существующих тарифов
-
государство признает свой долг перед гражданами в части сбережений, украденных
в 1992 году, и готово компенсировать желающим эти затраты путем уменьшения
коммунальных тарифов
4.
Предоставление коммунальных услуг
-
коммунальные услуги предоставляются государственными органами. Представителями
государства в этой области являются:
- градообразующие и прочие крупные
промышленные предприятия, в обязанности которых вменяется содержание
коммунальной инфраструктуры района (начиная с водо- и
теплоснабжения, заканчивая содержанием ремонтных предприятий)
- крупные ТЭЦ и АТЭЦ, в обязанности которых
входит теплоснабжение крупных регионов
5.
Переходные положения (одноразовые мероприятия после вступления нового ЖК в
силу, или, что то же самое, в случае революционных преобразований)
а)
списание ипотечных долгов
граждане,
проживающие в квартирах, приобретенных в ипотеку, с момента вступления ЖК в
силу освобождаются от уплаты оставшейся части кредита за квартиру, при этом
сохраняют квартиру за собой
б)
национализация элитного жилья
граждане,
проживающие в элитном жилье (критерии которого утсанавливаются
отдельным подзаконным актом) обязаны в установленный срок объяснить
контролирующим органам происхождение средств, на которые было приобретено
элитное жилье. В случае, если они не смогут либо
откажутся объяснить происхождение средств, а также если
источник средств будет признан преступным, то элитное жилье у них изымается под
социальные нужны) предоставляется государственное жилье на общих основаниях.
В
случае, если источник средств на приобретение элитного жилья является законным,
либо его владелец не имеет другого места жительства, то он может продолжать
проживать в данном жилье при условии ежемесячной оплаты, в дополнение к
жилищно-коммунальным услугам, прогрессивного налога на роскошь.