Вся правда о программе «Жильё-2000»

 

В связи с принятием Градостроительного кодекса Российс­кой Федерации и началом реформы жилищно-коммунального хо­зяйства в выступлениях представителей власти и ряда примель­кавшихся «всезнающих» экспертов участились высказывания об исторической важности проводимых мероприятий, якобы призван­ных «преодолеть трудности, созданные в советский период, ког­да власть много обещала, но не решала жилищную проблему».

Снова особым нападкам подвергается Государственная про­грамма СССР «Жилье-2000», принятая в начале 1986 года, кото­рая ставила задачу построить за три пятилетки столько жилья, чтобы к 2001 году каждая семья в стране имела отдельную квар­тиру или собственный дом. В противовес демагогии и клевете мы хотим показать, что эта Программа опиралась на реальную ос­нову и имела реальную перспективу.

Новый Жилищный кодекс РФ вызвал острое отторжение на­рода. Поэтому правая пресса попыталась «перевести стрелки», обрушившись на практику строительства жилья в СССР. Мы об­ратились по этому поводу к людям, непосредственно управляв­шим строительным комплексом Советского Союза. Вот их ком­ментарий.

 

Чтобы жить, человек должен

иметь пищу, одежду и крышу

над головой.

 

Судите сами. Расчеты Гос­строя СССР, выполненные на ос­нове большой исследовательс­кой работы, к которой были при­влечены демографы, социо­логи, экономисты, строители, „,, архитекторы, показывали; для того, чтобы каждая семья в стране имела отдельное жилище (сначала по мини­мальным нормам), необходи­мо иметь среднюю обеспе­ченность жильем 22,0—22,5 кв. м. на человека. Фактичес­ки она составляла в 1985 году 14,6 кв. м. Для запол­нения имеющегося разрыва следовало построить за 15 лет (1986—2000 гг.) с уче­том естественного прироста на­селения за этот период на 30 миллионов человек (до 310— 313 млн.) жилых домов 2190— 2250 млн. кв. метров. Было ли это возможным? Бесспорно, да! Вот факты.

Строительные мощности страны обеспечили в 8-й пяти­летке (1966 -1970 гг.) ввод жи­лых домов в объеме 518, 5 млн. кв. м, что позволило улучшить жилищные условия для 54,9 млн. человек. В 9-й пятилетке (1971— 1975 гг.) ввод составил 544,8 млн. кв. м, получили жилье 56,1 млн. человек. В 10-й пятилетке (1976—1980 гг.) эти данные составили соответственно — 529,7 млн. ка. м и 51,2 млн. человек. Некоторое уменьшение ввода в конце 10-й пятилетки объясня­ется снижением объемов инди­видуального строительства и тем, что осуществлялся переход на новые, более комфортабельные проекты жилых домов, доля ко­торых в общем объеме ввода повысилась до 50 процентов.

О возможностях строитель­ного комплекса страны свиде­тельствовало и то, что в предше­ствующие годы были восстанов­лены и полностью отстроены все города и населенные пункты, раз­рушенные в годы Великой Оте­чественной войны.

Только в период с 1970 по 1980 год построено 146 новых городов, при этом население страны выросло на 23 млн. че­ловек, из них в России — на 8,5 млн. человек, которых тоже надо было обеспечить1 жильем. Срав­ните, за 12 лет реформ числен­ность населения Российской Фе­дерации уменьшилась более чем на 10 млн. человек.

Программа «Жилье-2000» разрабатывалась на базе итогов 11-й пятилетки (1981—1985 гг.), в ходе которой построено 552,2 млн. кв. метров жилья. Она под­креплялась республиканскими жилищными программами, учиты­вающими местные социально-демографические и природно-климатические условия, нацио­нальные традиции, характер и уровень развития производи­тельных сил.

В первые годы реализации программы ввод жилых домов в СССР составил по годам:

1986  год — 119,8 млн. кв. метров,

1987  год — 131,5 млн. кв. метров,

1988  год — 132,3 млн. кв. метров,

1989  год — 152,0 млн. кв. метров,

1990  год — 115,0 млн.  кв. метров.

Всего за 5 лет было введе­но 650 млн. кв. м. Средняя обес­печенность жильем возросла с 14,6 до 16,5 кв. м на одного че­ловека. Снижение показателей последнего года — результат на­чавшегося развала страны.

Растущий ввод жилья под­креплялся опережающим разви­тием инженерных сетей и комму­никаций, всей сферы коммуналь­ного хозяйства. Эти работы фи­нансировало государство за счет амортизационных отчислений, а не из бюджета. Объемы строительства и ремонта сетей соответствовали объе­мам нового жи­лья и выбытию устаревшего.

Параллель­но со строи­тельством жи­лья развива­лись мощности по выпуску средств меха­низации, мате­риалов, конст­рукций и изде­лий для строи­тельства. За XII пятилетку (1986—1990 годы) увели­чился выпуск;

  цемента со    130,8   до 147,5       млн. тонн,

  кирпича с 59,1 до 68,7 млрд. условных штук,

— деталей КПД с 49,5 до 65,0 млн. кв. метров общей площади,

  ячеистого бетона с 2,3 до 6,2 млрд. условных штук кирпи­ча,

  керамической облицовоч­ной плитки с 41,8 до 55,0 млн. кв. м,

  линолеума со  112,7 до 177,0 млн. кв. м. общей площа­ди,

  ванн и душевых поддонов с 2353 до 3547 тыс. штук.

Существенно расширился выпуск сантехнической арматуры, осветительных приборов, мебели, лакокрасочных материалов. Рос­ли поставки настройки башенных кранов, экскаваторов, другой спе­циальной техники, легких метал­локонструкций. Получило даль­нейшее развитие производство местных стройматериалов, хими­ческой продукции для строитель­ства.

Особое внимание уделялось коммунальной сфере, в частности, сооружению мощностей по про­изводству полиуретана. Предус­матривалось, что с 1992 года пенополиуретаном должны изоли­роваться все тепловые сети в стра­не, срок сохранности которых про­длевался до 20—30 лет. Учиты­вая нынешнее критическое состо­яние тепловых сетей ЖКХ, к этой проблеме следует вернуться.

Растущее производство стройматериалов позволило уве­личить продажу населению:

  цемента с 4000 до 7600 тыс. тонн,

— лесоматериалов с 19,1 до 36 млн. куб. м,

  линолеума с 20,0 до 57,0 млн. кв. м,

— керамической плитки с 12,5 до 35,0 млн. кв. м,

— радиаторов отопительных с 1,9 до 5,2 млн. кВт,

  ванн с 340 до 730 тыс. штук.

Как следствие, годовые объе­мы индивидуального жилищного строительства выросли с  16,3 млн. кв. м в 1985 году до 29.0 млн. кв. м в 1990 году.

Так создавались условия для наращивания объемов ввода жи­лых домов в соответствии с про­граммой «Жилье-2000» в 1991— 1995 годах до 800—900 млн. кв. метров и в 1996—2000 годах до 1100—1200 млн. кв. метров.

Под это подводилось необ­ходимое финансовое обеспече­ние с использованием государ­ственных капвложений, средств предприятий и организаций, ко­оперативных и общественных фондов, индивидуальных заст­ройщиков. При этом структура источников финансирования ме­нялась. Доля бюджетных средств в ней за 1985—1990 годы сократилась с 70,2 до 65,3%, доля колхозов и обще­ственных организаций до — 2,3%, а индивидуальное и коо­перативное строительство вы­росло соответственно на 5,6% и 1,8%.

Осуществленный в 12-й пя­тилетке комплекс разносторонних мер и набранные темпы строительства давали все осно­вания утверждать, что к 1992 году в стране появляется материаль­но-техническая база, позволяю­щая вводить в год до 250 млн. кв. метров жилья. Всего по про­грамме «Жилье-2000» за 15 лет было бы введено от 2550 до 2800 млн. кв. м жилья, что отве­чало поставленной цели — пре­доставить квартиру каждой се­мье. Ожидаемое превышение объемов ввода жилья над рас­четными потребностями (350— 550 млн. кв. м.) намечалось ис­пользовать на ликвидацию ава­рийного и ветхого жилья.

С 2001 года, сохраняя на­бранные темпы, мы выходили на качественно новые рубежи строительства, могли приступить к массовой реконструкции ста­рого жилого фонда, открыть про­стор индивидуальному домо­строению. К сожалению, так на­зываемые «реформы» поставили на этих прогнозах крест.

Наше твердое мнение: про­грамма «Жилье-2000» была аб­солютно реальной, но она тре­бовала для ее выполнения не сомнений и пустой болтовни, а напряженной и ответственной работы, для проведения которой имелись все необходимые усло­вия.

Утверждения, что программа «Жилье-2000» фантастическая и несбыточная, родились на вол­не развития «демократии», «сво­боды слова», «плюрализма» и тому подобных веяний как сред­ство критики деятельности Ком­партии, правительства, Советов. Никто не слушал обоснований и расчетов, которые приводи­лись центральными органами, разъяснялись на местах.

Распад СССР и последую­щая «либерализация» экономи­ки перечеркнули осуществле­ние программы «Жилье-2000», и теперь имеем то, что имеем; разваленную строительную ин­дустрию, половинные объемы ввода жилья, обостряющуюся его нехватку.

Это особенно видно на при­мере России.

Ввод жилья в Российской Федерации в 1986—1990 годах по программе «Жилье-2000» соста­вил 343,4 млн. кв. метров. В том числе по годам:

1986 год —66,2 млн. кв. мет­ров,

1987 год— 76,0 млн. кв. мет­ров,

1988 год — 72,3 млн. кв. мет­ров,

1989  год —70,4 млн. кв. мет­ров

1990 год — 61,7 млн. кв. мет­ров.

Заметим, отрицательная дина­мика ввода жилья в России в 1988—1990 годах в отличие от на­растающей по СССР есть след­ствие так называемых «передовых позиций Российской Федерации в процессах демократизации», ког­да дело все больше подменялось лозунгами и призывами. Вот что из этого вышло.

С учетом развития мате­риальной базы строительства по программе «Жилье-2000» в России наме­чалось ввести: за 1991 — 1995 годы — 450 млн. кв. м., фактически введено — 220 млн. кв. м.;

за 1996— 2000 годы — 550 млн. кв. м., фактически введено — 160 млн. кв. м.

Всего за 10 лет (1991 — 2000 годы) было введено 380 млн. кв. м. жилья, или 38% от объемов, предусмотренных программой. При этом если в пер­вые 5 лет за счет созданных в со­ветское время заделов ежегодно вводилось от 49,4 до              41,0

млн. кв. м. жилых домов, то к 2000 году объемы ввода снизились до 30,3 млн. кв. м. Новое жилье лишь наполовину перекрывает выбывающий жилищный фонд, в результате накопленный ремонт достиг 540 млн. кв. м. Рост сред­ней обеспеченности населения жильем (до 19,4 кв. м. на чело­века) происходит эа счет умерших и неродившихся. Ситуация с обеспечением населения жильем ухудшается.

Стараясь устранить этот про­вал, правительство России в 2001 году утвердило федеральную программу «Жилище 2002—2010», в которой ставятся цели:

  обеспечить доступность приобретения жилья, при которой средняя стоимость стандартной квартиры размером 54 кв. м бу­дет равна среднему совокупному доходу семьи из трех человек за 3 года;

— сократить к 2010 году вре­мя ожидания в очереди на полу­чение социального жилья мало­имущими гражданами с 15—20 лет до 5—7 лет;

— увеличивать объемы ввода жилья не менее 3—5 % в год;

— обеспечить жильем за счет средств федерального бюджета 360 тысяч семей отдельных кате­горий граждан.

Думаем, не надо объяснять, насколько новая программа отли­чается от той, которая была отвер­гнута и провалена. Да и реаль­ность ее выполнения — под боль­шим вопросом. Ежегодный ввод жилья в 2001—2004 гг. составил 32—36 млн. кв. м., из них — по­ловина элитных домов и коттед­жей, недоступных большинству населения. Следовательно, за 9 лет (до 2010 года) будет постро­ено 350—400 млн. кв. м. жилья. По программе «Жилье-2000» сегодня в стране вводилось бы в год более 110 млн. кв. м. жилых до­мов.

Принятый Градостроительный кодекс, по заявлениям его разра­ботчиков, как бы открывает всем нуждающимся возможность реше­ния своих жилищных проблем. Вместе с тем более 500 страниц его текста не дают ответа на глав­ный вопрос: в каких объемах будет строиться жилье, могут ли ма­лоимущие семьи, представляющие в нашей стране более половины населения, в действительности надеяться на получение жилья. Особенную остроту этот вопрос приобретает в связи с проводи­мой реформой жилищно-комму­нального хозяйства, по которой те же малоимущие граждане не только не решают свои жилищные проблемы, а, напротив, стоят пе­ред угрозой потери имеющегося у них жилья.

В Советском Союзе ежегод­но миллионы граждан получали бесплатное жилье. Плата населе­ния за жилье и коммунальные услуги составляла в среднем 3% доходов в се­мьях рабочих. Она покры­вала около трети расходов государства на эти цели. Нынешняя власть пред­лагает гражданам все жилье покупать у посредников, вздувающих его цену по сравнению с себестоимос­тью строительства, залезать в кабалу к частным банкам, через кредиты и ипотеку и при этом вводит 100% оплату ком­мунальных услуг. При сегодняш­них пенсиях и зарплатах перело­жить затраты на поддержание жи­лищно-коммунального хозяйства на плечи населения невозможно. Так же нереальны любые проек­ты по проблеме жилья, которую можно решить только двумя пу­тями: или усилиями государства, или через возрастание заработ­ной платы у гражданина до тако­го размера, чтобы он мог накопить средства на приобретение или строительство жилья.

Повышение уровня благосос­тояния людей должно стать глав­ной целью экономической стра­тегии государства. И у России есть шанс успешно решить эту задачу в короткий исторический период, используя роль нефти и газа в мировой экономике и конъюнкту­ру цен на них. Наличие в стране огромных ресурсов газа и значи­тельных запасов нефти, накоплен­ный в прошлом опыт эффектив­ного проведения геологоразведочных работ и масштабного раз­вития нефтяной и газовой про­мышленности в сложных, необжи­тых регионах позволит и сегодня, при решительных действиях руководства страны, быстро наращи­вать добычу нефти и газа и за счет получаемых средств возродить эффективные отрасли экономики: машиностроение, производство химических продуктов, авто- и авиастроение, другие отрасли с высоким уровнем доходности и создать миллионы новых, высоко­оплачиваемых рабочих мест.

Только таким образом можно поднять благосостояние людей и избавиться от бедности. Только таким образом можно проводить реформы льгот, реформировать коммунальную сферу, вести пре­образования в здравоохранении, образовании и т.п. Проводя все эти реформы на бедном народе, экономические проблемы не ре­шить, а значит, Россия все больше будет превращаться в сырьевой придаток Запада, да, пожалуй, и Востока.

Возвращаясь кжилищной про­блеме, можно сказать: средств сегодня у большинства народа нет, и государство неспособно обес­печить финансирование жилья. Ипотека может быть только под­спорьем, и то при условии боль­шой массовости участия в ней на­селения и минимальном процен­те за кредит. Положение в жилищ­ном секторе стало критическим, определяемым народной мудро­стью: «Что имеем — не храним, потерявши — плачем!». А жаль!

 

Ю.П. БАТАЛИИ,

заместитель Председателя

Совета Министров СССР,

Председатель

Госстроя СССР (1985—1990 гг.),

А.Г. МЕЛЬНИКОВ,

заведующий отделом

строительства ЦК КПСС

(1986 - 1988 гг.).

 

Газета Трудовая Тюмень», №20 за 2008 год