В 2009 году тарифы на ЖКХ вырастут в среднем на четверть: что делать?

 

Исходя из предварительной информации, которую ИКД получает из регионов, в следующем году услуги ЖКХ в стране подорожают на четверть. Это в условиях кризиса, при ожидаемом снижении заработной платы и возможных массовых сокращениях. В некоторых городах протестные коалиции, входящие в Союз координационных советов России (СКС) готовят акции протеста и судебные иски.

 

Как объяснить такой резкий рост тарифов?

Главных причин – две. Во первую очередь это отказ государства от выполнения своих обязанностей по регулированию цен. Установление тарифов находится в ведении регионов или городов, федеральный центр от своей регулирующей роли отказался. Более того, коммунальные компании получают практически полную свободу по установлению тарифов, если у них есть «инвестиционные программы». Напомним, часть 7 ст. 15 №210-ФЗ (от 2005 года) «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального хозяйства» предполагает полное свертывание государственного регулирования в этой сфере с 2009 г. - муниципальная власть всего лишь сможет одобрять инвестиционную (т.е. предполагающую сбор с населения дополнительных денег на «модернизацию» производственных мощностей) программу коммунальных служб. Другими словами, в 2009 году цены на электричество и на тепло согласно законодательству должны быть свободными от всякого регулирования. Цитируем ч.7 ст.15 данного закона: «Стоимость электрической и тепловой энергии, а также стоимость услуг по ее передаче, складывающаяся с учетом надбавок, указанных в части 2 настоящей статьи, может превышать предельные уровни цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию и на услуги по ее передаче, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.»

Из других пунктов этого закона отметим:

- Электроснабжение и тепло включены в сферу регулирования субъектов федерации, а вода и канализации - в сферу регулирования муниципалитетов. Федеральная власть устанавливает всего лишь абстрактные, «средние по больнице» (т.е. региону) «предельные индексы» (и то лишь до 1 января 2009 г.), а определять конкретный метод регулирования, и устанавливать тарифы (цены) на услуги организаций коммунального комплекса - муниципальная и региональная власть.

- Представительные органы муниципальных образований «устанавливают надбавки к тарифам для потребителей» (п.1-3 ст.5 №210-ФЗ), т.е. конкретную цену, уплачиваемую жильцами за воду и утилизацию бытовых отходов. А это цена включает не только тарифы производства, но и опасную «инвестиционную» надбавку. На самом деле, это и есть ПРИБЫЛЬ, которая как показывает горький опыт, может пойти куда угодно, но только не на модернизацию жилищно-коммунальной сферы.

- Единственная гарантия: изменение тарифов (надбавок) для потребителей может производиться не чаще одного раза в год.

 

Что делать?

Как минимум, надо контролировать качество предоставления коммунальных услуг. Для этого полезно будет читать Постановление Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".

Лучше если жители в доме хорошо организованы. По крайне мере, стоит избежать лишнего посредника в виде ТСЖ или управляющей компании.

Стоит контролировать стоимость и качество жилищных услуг. Напомним, после принятия нового ЖК оплата жилищных услуг (содержание дома) переходит в сферу регулирования договорными отношениями между жильцами и обслуживающими фирмами, либо между управляющими компаниями или ТСЖ и поставщиками услугами. Здесь главный момент – договор.

А вот контролировать цены на коммунальные услуги стало почти невозможным. Единственный путь – массовые протестные кампании за снижение необоснованно высоких тарифов. При этом необходимо требовать принятия поправок в 210 ФЗ в виде сохранения федерального регулирования и демонополизации коммунальных служб.

 

Протестные кампании против диктата цен монополистами

В Ижевске Координационный совет гражданских действий планирует 15 декабря массовый митинг, одним из главных требований которого будет заморозить рост тарифов ЖКХ на 2009 год (на время кризиса). Известно, что в городе повышение планируется на поставку воды, электричество, теплоэнергии и ГВС с 1 января на 25%. Жилищные активисты обосновывают свои требования следующими аргументами: мировые цены на нефть и газ падают, а для российского населения цены на энергию растут. Таким образом, раскручивается инфляция.

В Новосибирске, как сообщают активисты Комитета солидарных действий (КСД), в соответствии с решением областного департамента по тарифам рост составит по жилищным услугам 10%, по коммунальным (вода, отопление, гор вода) - 20%. Рост квартплаты составит почти 20%. Электроэнергия для населения - почти 27%.

Ситуация усугубится для предприятий. Объемы упали, а отапливать надо. Кроме того, существуют штрафные санкции за невыбранные лимиты по электроэнергии. А также требование предоплаты за нее за месяц вперед.

Директора недовольны. Профсоюзы тоже. Пока пишут письма наверх. Но выводить людей на улицу не будут. Со своей стороны, жилищные активисты планируют начать кампанию протеста по этому поводу.

 

На суды и экспертизы мало надежды

Некоторые активисты пошли по пути судебного разбирательства. Так, в Томске еще 1 сентября 2008 года решением Советского районного суда по иску депутата городской Думы и зам. главного редактора "Томской недели" В. Еремина завышенные нормативы на потребление воды томичами были признаны незаконными. У горожан появилась надежда на то, что платить за коммунальные услуги они, наконец, будут так, как это предусмотрено российским законодательством, сообщает газета «Томской недели».

А вот в Сургуте активисты надеялись на результаты экспертизы. И, как выяснилось, зря. Как сообщает ИКД председатель Комитета солидарных действий Сургута Нина Полякова, на сайте администрации Сургута появилось экспертное заключение по проведению экспертизы тарифов коммунального комплекса «Тепловых сетей», Управляющей компании ДЕЗ ЦЖР, которое жители Сургута ждали довольно долго. Подтверждаются все первоначальные не законные расходы, включенные в тариф, и делается вывод, что расходы, формирующие тариф на 2008 год по теплоснабжению, экономически не обоснованы. Однако аудиторы попросили пощадить тепловиков и не делать перерасчет за 2008 год, а учесть замечания в тарифах 2009 года. Так как «предприятие теплоснабжения является социально значимым в городе и резкое изъятие средств в результате пересчета тарифа может поставить под угрозу бесперебойное теплоснабжение жилищного фонда и объектов социально- культурного назначения города СургутаНина Полякова возмущается: «Вобщем-то понятно « у сильного бессильный виноват». Вот только не понятно, когда не сделан вывод, на сколько завышен тариф, как сделать расчет ущерба». Поэтому КСД планирует подать в суд, чтобы возместили расходы, необоснованно понесенные всеми жителями города. По этому же поводу в ближайшее время готовится митинг.

 

источник - http://www.ikd.ru/node/8104