Капремонт: сочинский вариант

 

Капремонт за счет средств государства, о необходимости которого так долго говорили и в реальности которого столь многие сомневались, начинается и в Сочи.

Программой проведения капремонта многоквартирных домов Краснодарского края на 2008 год 11 городам  края, включая Сочи, выделено 2.2. миллиарда рублей. Сочи из этих средств  получает 473.2 миллиона. Вся сумма пойдет только тем собственникам квартир  (31 дом) которые объединились в ТСЖ. Ни управляющие компании, которым по закону могли выделить эти средства, ни тем более, избравшие непосредственную форму управления, денег не получают, - только ТСЖ!

Эта сумма складывается из средств "Фонда содействия реформированию ЖКХ" - 307 684.1 тыс. руб.(65%), бюджета края - 70 944.7 тыс.(15%), городского бюджета - 70 944.7 тыс.(15%) и 23 661.8 тыс. (5%) должны будут оплатить собственники ремонтируемых домов.

Таким образом деньги получают только те собственники квартир, которые объединились в ТСЖ, провели собрание, дали согласие на проведение капремонта и включили, таким образом, себя в адресную краевую программу ремонта. Ведь согласно закону "О фонде", в адресную программу капремонта могут быть включены только те дома, собственники которых направили протокол с решением общего собрания собственников дома о согласии войти в такую программу.

В прежние годы капремонт в Сочи проводился только из городской казны. При этом все бюджетные средства на капремонт поступали в адрес непосредственно подрядчиков. А собственники  пассивно наблюдали, как эти деньги распределяются и осваиваются. Естественно, часть средств тривиально разворовывалась. Отголосок этой серой схемы в виде коллективных жалоб жителей пострадавших от некачественного ремонта домов, до сих пор эхом отдаются в кабинетах чиновников и на страницах городских газет.

На этот раз Закон о Фонде предусматривает поступление денег непосредственно на счет ТСЖ, - в руки самих собственников квартир! ТСЖ самостоятельно составляют смету, подбирают подрядчика, оплачивают работы, - выступают полноценными заказчиками ремонтных работ.

Департаментов ЖКХ края даже утвердил Положение о порядке подбора подрядчиков капремонта, которое прямо указывает: "Органы местного самоуправления или уполномоченные ими организа ции в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года N  135-ФЗ "О защите конкуренции" не вправе выбирать подрядчиков или устанавливать пе речень организаций, которые могут быть привлечены ТСЖ+в качестве подрядчиков для проведения капитального ре монта". При этом членам ТСЖ рекомендуется создать (избрать) комиссию из жителей дома для сопровождения ремонта, участия в приемке работ и подписания акта сдачи-приемки работ по ка питальному ремонту.

Сколько выделяют денег? Конечно меньше, чем хотелось бы - около 50% от реальной потребности.

Как оплатить 5 % соучастие в финансировании капремонта со стороны собственников квартир?  Учитывая, что подрядчиков выбирает ТСЖ, оплата подрядчиком этих средств вместо собственников - одно из условий, на которых ТСЖ может заключить с ним договор подряда.

В народе говорят: "Капремонт приравнивается к одному пожару". Желательно пережить его один раз в жизни и совместить не только с ремонтом общего имущества дома, - внутридомовых сетей, кровли, подвалов - одновременно, сделать ремонт внутри квартиры. А быть может и "замахнуться" на приращение своего общего имущества, - затеять реконструкцию чердаков, подвалов, новое строительство в виде пристроек к дому. Идеально, если ТСЖ к средствам Фонда присовокупит привлеченные средства частных инвесторов за счет предоставления своего земельного участка, (чердачного, подвального помещения, части придомовой территории) и на взаимовыгодных с инвестором условиях и отремонтирует и реконструирует свой дом  в один присест. Заодно инвестор оплатит вместо собственников квартир 5%-ную долю соучастия жителей дома в капремонте. Такой опыт в Сочи начинает пробивать себе дорогу.

Каковы недостатки?

В условиях бесконтрольности чиновников и пассивности граждан, трудно взять на себя координацию действий ТСЖ по своевременному проведению общих собраний и принятию решений о согласии на капремонт. Еще труднее отследить и добиться, чтобы все, кто такое согласие дал, вошли в программу капремонта.  И самое трудное - повлиять на процесс распределения средств между домами, между городами субъекта Федерации (края, области). Чиновники на каждом этапе - действуют так, как выгодно им, а не собственникам жилья. В результате средства распределены далеко не равномерно между домами. Одни получили больше, другие меньше.

Валерий Сучков

http://www.ikd.ru/node/7210