Кировская область: мифы и реальность.

 

Мурыгинский ЦБК: произвол или головотяпство?

 

   Есть незыблемые законы, согласно которым без научного и грамотного проектного обоснования недопустимо строительство крупных промышленных предприятий, иначе не только разрушается экология, но и предприятия не могут работать стабильно и давать пользу народу.

   Примером самого современного головотяпства является разработка проекта строительства целлюлозно-бумажного комбината (ЦБК)

в пос. Мурыгино с переработкой 5 млн. кубометров древесины.  Это

в 50 раз больше по сравнению с фактической переработкой сырья кировским биохимзаводом. А с учётом загрязнений воздуха, вод и территорий при работе ЦБК на полную мощность реальная угроза для жителей областного центра возрастает в 8–10 раз по сравнению с БХЗ. Кроме этого в лесопарковой зоне пос. Мурыгино попадают под вырубку ценнейшие сосново-еловые леса площадью около 1000 га.

   В пользу строительства ЦБК местные власти выдвигают довод о необходимости использования мелкотоварной хвойной и лиственной древесины. Но тогда ЦБК надо строить не в черте областного центра, а в лесах или местах, примыкающих к северным рекам и железным дорогам, чтобы не везти кругляк за сотни километров через всю область.

   Другой довод властей – строительство ЦБК позволит области построить 1000 км лесовозных дорог. Но дороги из Нагорского, Лузского, Омутнинского и других лесных районов не лесовозные,

а общего пользования, и потому не могут строиться за счёт лесной отрасли. Да и вывозка кругляка за сотни километров лесовозным транспортом экономически не оправдано.

   Несостоятельным и абсурдным является и третий аргумент – что строительство ЦБК позволит на 5 млн. кубометров (т. е. в 2раза) увеличить лесозаготовки и доходность отрасли за счёт перевозок и заготовок мелкотоварной и низкокачественной древесины. Проектная организация и заказчик должны хотя бы это обосновать и получить письменное обязательство от лесозаготовителей.

   Сейчас ведутся разговоры, что ЦБК якобы строиться не будет, так как нет инвесторов, а потому беспокоиться не о чем. Но разговоры о ЦБК дезориентируют отрасль и уже привели к растранжириванию не одного десятка миллиона денежных средств. В условиях развала лесной отрасли, когда многие отраслевые институты ликвидированы, выжившие согласны на любые условия и сделки, включая сделки с совестью и моралью, логикой и достоинством учёного.

   И если вопреки здравому смыслу, в союзных областях за уши тянут идею проектирования ЦБК именно в нашем областном центре, то значит, это кому-то выгодно. И если виднейший учёный в области экологии и гидрологии Данилов-Данильян предупреждает, что к 2025 году чистая пресная вода (и не только в бутылированном виде) будет стоить дороже нефти, то нужно очень ответственно отнестись к водоиспользованию и сохранению экологии главной реки области.

   Это понимали даже наши полуграмотные предки, которые вместо строительства ЦБК построили в конце 19 – начале 20 века три бумажные фабрики с переработкой на них макулатуры и тряпья, тем самым в несколько раз сократили загрязнение воды, воздуха и почв.

   Сейчас, когда потоки бумаги, картона, упаковки выросли в десятки раз, а вместо конного транспорта вся область связана автодорогами, и в Кирове завершается строительство мусоросортировочного завода, производство бумаги и целлюлозы из отходов экономически гораздо выгоднее, чем строительство ЦБК. По объёмам выпуска и качеству бумаги 3 действующие в нашей области бумажные фабрики после реконструкции вполне способны превзойти гипотетический ЦБК, в

том числе и по экономическим показателям.

                                                                                 Новосёлов С.Д.