Бачинин снова учудил

 

Оригинальную передовицу написал главный редактор «Вятского наблюдателя» С.Бачинин в номере 15 данной газеты за 2005 год. Вот ее текст:

 

«Неожиданные результаты дал очередной опрос, который в апреле провели социологи рекламного агентства "Лера-сервис", составляя рейтинги местных средств массовой информации. По мнению кировчан, они стали гораздо богаче, чем буквально десять месяцев назад.

До сих пор все проводившиеся замеры год за годом давали примерно одинаковую картину. На этот раз доля людей, которые считают уровень своих доходов "высоким" выросла сразу с 1,1 до 6,7 процента. Людей, заявляющих, что их доходы "выше среднего", стало больше в два раза (35,6 процента против 17,2). Соответственно уменьшилась доля людей, определяющих свои доходы как "средние" (в этом году 39,6 процента против 46,3 в прошлом), "ниже среднего" (сокращение с 28,6 до 15,1 процента) и "низкие" (с 6,8 до 3,0 процента). Соответственно, с точки зрения аудитории СМИ, выросла, к примеру, доля людей, читающих "Вятский наблюдатель" или слушающих "Европу Плюс" - медиа, ориентирующихся на людей небедных и социально активных.

С точки зрения абстрактной экономики объяснить этот феномен невозможно: по данным статистики, несмотря на астрономический рост цены на российскую нефть, за это время не произошло ни существенного роста доходов населения, ни увеличения дистанции между богатыми и бедными (социального расслоения). А денежные компенсации отмененных льгот, в принципе увеличившие доходы их получателей, расцениваются ими как ухудшение их жизненного положения.

Более существенными были изменения в потребительском поведении кировчан. Снижение курса доллара (вот тут-то и сказались высокие цены на нефть) привело к удешевлению бытовой техники и прочих "статусных" товаров народного потребления. А беспроцентные кредиты, предоставляемые сегодня многими супермаркетами под покупку дорогих товаров, повлияли на создание иллюзии достатка, пускай и обретенного взаймы. Не говоря уже о тотальном внедрении сотовой связи в каждодневную жизнь сотен тысяч жителей Кировской области, которое произошло именно в последние месяцы.

Но в конце концов дело совсем в другом. В течение 2004 года и начала года 2005-го произошла революция в сознании. Во многом, конечно, здесь виновата телевизионная реклама: картинка преуспевания и благоденствия, которую она демонстрирует массовому зрителю, оказывается достаточно легко достижимой даже для людей, доходы которых не превышают, скажем трех тысяч рублей в месяц. Рекламные герои абсолютно счастливы, оказавшись обладателями телевизора, "микроволновки", "мобилы" или даже какого-нибудь качественного шампуня. Так что вятские обыватели, поставив у себя дома какое-нибудь чудо современной техники, "в нагрузку" приобретают и это ощущение счастья и достатка.

Быть бедным становится стыдно. И если дела у человека складываются не очень, он постарается скрыть свои проблемы и выглядеть "на миллион".

Таков менталитет и стиль поведения среднестатистического жителя, к примеру, Соединенных Штатов. И, с точки зрения экономики, в этом нет ничего плохого: люди, определив себя, пусть и с натяжкой, в категорию зажиточных, стремятся воплотить эту "виртуальную реальность" в действительность. И на рынке труда появляется гораздо больше амбициозных и ориентированных на производственный успех работников.

   Сергей БАЧИНИН»

 

Самое замечательное место в этой статье – это утверждение, что газета «Вятский наблюдатель», постоянно позиционирующее себя как ОППОЗИЦИОННОЕ издание, открыто призналось в своей ориентации на «людей небедных». Как гениально сказал Минкин: «Вот оппозиционера под утро везут спать, а он смотрит через тонированное стекло лимузина на первых прохожих и с грустью думает о судьбе народа». Или как говорится в заявлении ЦК РКРП-РПК о событиях в Киргизии: «превратившиеся в сытую оппозицию, возглавившую голодных».

Рассказ Бачинина о том, что якобы всё больше людей считает себя богатыми (заметьте, не становятся богатыми, а лишь считают себя таковыми) – конечно, отстал от жизни. Это где-нибудь в 2000-2004 годах считалось хорошим тоном рассуждать про рост производства, рост доходов населения… А сейчас у нас на дворе уже давно не 2000-й и не 2004-й, а 2005-й.

Очевидно, единственная цель, с которой Бачинин  рассказал нам эту сказку – это показать обществу, что у его издания растет целевая аудитория. Но с огнем-то играть не надо. Как известно из истории, те, кто вот так демонстративно игнорировал бедствия народа, те плохо кончали – помните знаменитое: «Если у людей нет хлеба – пусть едят пирожные»?