Возвращаясь к напечатанному

В апрельском (2004 год) номере журнала “Бюллетень по атомной энергии” опубликована статья М.Тихонова, Э.Петрова и О.Муратова “Системный взгляд на ядерную энергетику и радиацию сквозь призму общественного сознания”. В статье говорится о том, что в то время как именно с ядерной энергетикой связаны большие надежды нашей экономики, тем не менее у весьма значительной части населения сохраняется весьма настороженное отношение к развитию ядерной энергетики, при том что определенными силами разжигаются антиядерные настроения в обществе. Для решения этой проблемы авторы предлагают серию мер, нацеленных на формирование положительного общественного мнения по отношению к ядерной энергетике. В частности, обращаем внимание на такие предложения:

“- создать в Москве центр ядерной пропаганды (подобные центры имеются сегодня во многих странах;

- основные усилия сконцентрировать на подготовке к изданию массовым тиражом общедоступной “Популярной ядерной энциклопедии” для населения;

- повысить общий уровень радиобиологического и радиоэкологического образования в России, для чего ввести в программы обучения в школах и вузах учебные дисциплины “Радиобиология” и “Радиоэкология” с включением их в Государственный стандарт”.

Поскольку затронутая тема – необходимость повышения грамотности населения в вопросах ядерной энергетики действительно весьма актуальна, предлагаем конкретные идеи для реализации этих предложений:

1) что касается вопросов образования. Серьезной проблемой является крайне низкий уровень образования большинства населения России в области естественных наук, что и ведет к тому, что многие люди всерьез верят совершенно безграмотным заявлениям “экологов”. В последнее время эта ситуация усугубляется тем, что при разработке нового стандарта образования проводится очередное сокращение преподавания естественных дисциплин. О ненормальности такой ситуации говорил академик В.Л.Гинзбург еще в 1988 году в журнале “Наука и жизнь”: “Если человек не знает, кто написал “Евгения Онегина”, то его считают необразованным, но если человек не знает трех законов Ньютона, то это почему-то считается нормальным”. И это при том, что даже в действующем стандарте среднего образования вопросы, связанные с ядерной наукой, рассматриваются лишь весьма поверхностно. Поэтому вношу предложение при разработке нового стандарта образования внести в программу неорганической химии специальный раздел, посвященный радиоактивности и ядерной энергетике. Пример соответствующего стандарта образования изложен в интернете по адресу http://www.minspace.ru/Education/chem2.html.

2) весьма своевременной является и поставленная авторами задача необходимости организационного обеспечения пиара ядерной энергетики. Предлагаю в ходе реорганизации ядерной отрасли, совершаемой в ходе административной реформы, создать при Федеральном агентстве по атомной энергии специальное структурное подразделение, которое бы занималось вопросам привлечения общественного мнения к важности фундаментальных научных разработок в этой отрасли. Автор условно назвал это подразделение “профессиональными структурами”. Предлагаемый проект Положения о них – в интернете по адресу http://www.minspace.ru/Kosmos/polozh.html. Понятно, что, поскольку количественный состав Агентства уже утвержден и для подобной структуры в нем может не найтись места, поэтому такое структурное подразделение первоначально может действовать “на общественных началах”, а в случае достижения им определенных результатов возможно и изменение статуса.