Сергей Лукьяненко: История с астрономией

В детстве у меня была мечта – ходить во дворец пионеров. Лет в семь или восемь я уговорил родителей прийти на день открытых дверей – и у меня разбежались глаза.

Кружок картинга, кружок авиамоделизма, кружок ракетомоделизма, кружок юных радиолюбителей (мало кто из молодежи знает, что в эпоху ужасного советского железного занавеса в стране не было Интернета – как и во всем мире – но суровое КГБ вовсе не запрещало гражданам собрать любительскую радиостанцию и связываться с коллегами по увлечению в Африке, Австралии или даже Америке...) Про спортивные секции, шахматные кружки и всякие народные танцы и говорить нечего.

Увы, дворец пионеров был далеко, и родители банально испугались отпускать меня на занятия. Я так и не собрал свою радиостанцию, не получил разряд по шахматам и не построил резиномоторный самолет.

Зато когда подрос старший сын, я с радостью обнаружил, что рядом с моим домом есть «дворец пионеров». Ну, называется он, конечно, иначе – Центр детей и юношества «Россия молодая». Но в остальном все очень похоже. Десятки кружков – от французской народной песни до авиамоделизма. Толпы детей. И – только не пугайтесь – занятия в нем абсолютно бесплатны!

Будучи человеком наивным в житейских вопросах (ну, а как иначе – я же писатель-фантаст), я вовсе не удивился такому чуду, а записал ребенка в шахматную секцию, куда он с удовольствием принялся ходить. Теперь, когда мне рассказывали про закрытые дворцы пионеров и о том, что детей никуда не пристроить бесплатно, я лишь пожимал плечами и приводил контрпример. Собеседники растерянно пожимали плечами.

Это длилось, пока сын не обнаружил в «России молодой» кружок астрономии. На тот момент в него был записан всего один ребенок, что ничуть не уменьшило энтузиазм сына. Более того, он сагитировал приятеля-шахматиста, и на первое занятие они пришли втроем. Весь следующий день я выслушивал рассказы о планетах Солнечной Системы, а сын рисовал космос и считал дни до следующего занятия.

Увы, его не было.

«Понимаете, реформа образования...» – смущенно объяснили нам. «Ходит комиссия, проверяет, правильно ли расходуются государственные деньги... Если на занятии всего три человека – нам такую выволочку устроят!»

«Но как может набраться больше, если занятия вообще отменить?» – удивилась моя жена. «Да и можно ли ожидать, что на астрономию кинутся толпы? Это на тхэквондо и карате ходят сотнями. Это в шахматы, возможно уже по инерции, играют десятки. Но неужели стране не нужны дети, увлекающиеся астрономией?»

Ответа не было. Вероятно, не нужны.

Вслед за несчастной астрономией (которую какое-то время назад и из школьной программы исключили – это только злобные коммунисты учили детей тому, как устроена Вселенная) пойдут под нож, вероятно, и другие кружки из числа не особо популярных. Зачем детям французские народные песни, когда у нас есть блатной шансон? Зачем авиамоделизм – самолеты нам построит «Боинг» и «Эйрбас», а летчиков наберем из сокращенных военных. Зачем нам радиолюбители – китайцы все спаяют!

Между делом я узнал, что на всю Москву есть всего три детских бесплатных центра внешкольного образования. Это нам повезло, что мы живем рядом. А еще сказали, что в целях экономии все эти центры будут закрываться – оставят, вероятно, один. Для отчетности хватит. Впрочем, возможно это только панические слухи.

Но астрономию-то прикрыли! В целях экономии государственных средств – три тысячи рублей, которые получает в месяц преподаватель-энтузиаст, могут разорить наше государство. Про московский планетарий, который ремонтируют уже лет двадцать как, я просто молчу...

Образование у нас, конечно, реформируют. Ввели, например, основы мировых религий. Как человек православный я этому рад. Но как человек, живущий в двадцать первом веке, считаю, что учить детей религии и не учить астрономии – для этого надо быть бездушной чиновничьей сволочью, которой наплевать и на детей, и на будущее страны. Еще мне кажется, что экономить на образовании нельзя. Даже если у людей, которые принимают эти решения, дети учатся в Лондоне и Цюрихе. Если есть хоть малейшее желание, чтобы страна модернизировалась, надо не только повторять волшебные заклинания «Сколково» и «нанотехнологии», но еще вложить в образование нормальные деньги. Не экономить на зарплатах учителей и не урезать учебные программы до уровня церковно-приходской школы. И учить астрономии, если найдется хотя бы один ребенок, которому это интересно...

У нас вообще происходят удивительные вещи – с одной стороны правительство борется за то, чтобы подростки не болтались без дела по улицам, не пили пива и не курили сигареты. И вроде как всерьез за это борется. Но при этом элементарные вещи – сделать так, чтобы детям и подросткам было чем заняться, чтобы система образования позволяла каждому ребенку проявить имеющиеся способности (и тут главное – чтобы это не ложилось непосильным материальным грузом на родителей и не требовало возить ребенка через весь город в немногие бесплатные секции) – этого не делается. Притом что технология подобного внешкольного образования отработана в советские годы – еще можно найти тех, кто этим занимался, кто сам ходил в кружки и теперь готов учить других...

Понятное дело, что в образовании у нас столько проблем, что астрономия или какая-нибудь неолимпийская игра в лапту в списке чиновничье-образовательных приоритетов стоят на последнем месте.

Вот только мне все чаще и чаще кажется, что и любое образование – последнее дело в списке важности государственных задач.

Жаль.

При всех своих недостатках неплохая была страна, где тридцать пять лет назад, в маленьком городе в далекой южной провинции любой ребенок мог найти кружок или секцию себе по вкусу...

Могла и наша нынешняя страна быть не хуже. Даже должна была.

Жаль, что не сложилось.

 

источник - http://vz.ru/columns/2010/11/17/447876.html