6 августа прошлого года года стачком ТМЗ принял
решение о блокаде Северной железной дороги (СЖД). В тот же день инициативу
тутаевцев поддержал координационный совет стачкомов Ярославской области. 13
августа утвердили сроки и форму протеста. 14-го была уведомлена администрация
Ярославля. В полдень 24 августа в район станции Приволжья на митинг прибыли
рабочие с ТМЗ, ярославских предприятий. Руководители координационного совета
озвучили требования: отставка Президента РФ, смена экономико-политического
курса, изменение Конституции РФ. Цель — поднять рабочих Центральной России
на блокаду Москвы. Уже к вечеру пикетчики разбили лагерь.
Начиная с 6 августа и вплоть до последнего дня
пикета велись жаркие споры, какую тактику избрать. Попов В.А. —
председатель стачкома Тутаевского моторного завода настаивал на том, чтобы уже
24 августа выйти на рельсы и блокировать ж/д до тех пор, пока не дождёмся
поддержки рабочих Центральной России (стояние лагерем в двухстах метрах
превращает акцию протеста в фарс). Сокоординатор Воробьев А.В. настаивал на
мягком варианте, мотивируя это тем, что ярославские рабочие ещё не готовы к решительным
действиям, а через две недели ярославцы узна́ют о пикете и рабочие
подтянутся. Координационный совет решил ограничиться пикетированием, перекрытие
провести 9 сентября. Руководителем пикета избрали Воробьева А.В. Но и через две
недели, и через два месяца ярославских рабочих на пикете больше, чем было
раньше, не стало.
Почему так получилось? Во-первых, председателей
стачкомов на предприятиях знали единицы. Во-вторых, в Ярославле «дрова в самом
деле были не такие сухие», как в Тутаеве, и чтоб их разжечь, необходимо было
проводить трудоёмкую работу в трудовых коллективах, но такая работа или не
проводилась вовсе, или была недостаточна. А стачечники в это время занимались
написанием ста вариантов резолюций и обращений. Агитацией в трудовых
коллективах занимались труженики с ТМЗ, приезжающие из Тутаева на автобусах
каждый день. В-третьих, боязнь личной ответственности доходила до того, что
некоторые лидеры стачкомов хором заявляли: вы представляете, к чему нас
призываете? За выход на рельсы нас всех в тюрьму посадят!
Неужто «товарищи» не знали, что вообще за
противостояние властям по головке не гладят. Поэтому нет ничего удивительного в
том, что одни из них ушли в «Яблоко», другие в «Отечество». Постоянно на пикете
находилось десятка два рабочих с ТМЗ, десяток комсомольцев, несколько рабочих с
ярославских заводов и члены штаба. Днём приезжали автобусы с тутаевскими
тружениками.
Закономерно, что пикет разделился на два крыла:
умеренное — большая часть штаба во главе с Воробьевым А.В., и
революционная — комсомольцы, рабочие ТМЗ во главе с Поповым В.А. Мы
настаивали на жёстком перекрытии железной дороги 9 сентября, но Воробьев опять
отстоял мягкий вариант. Рабочие на рельсы не выходили, остановились в
нескольких метрах. На этот раз власти выполнили свои обещания, на протяжении
трёх часов ни один товарняк на Москву не прошёл.
Заседания штаба превращались в жаркие
многочасовые схватки, стачечники продолжали политику лавирования, поэтому сроки
очередного перекрытия оттянули на месяц, то есть на 8 октября. Мы пытались
убедить ярославцев, что проводить пикетирование 8-го, после Всероссийской акции
протеста, намеченной на 7 октября — абсурд. Получится так: 7 октября на
Советскую площадь придут тысячи, выплеснут свое недовольство, а на перекрытие
восьмого числа никто не придёт. История не раз доказывала, что если не успеть
взять инициативу на подъёме, то на спаде движения массы поднять будет трудно.
Так получилось и в этот раз.
7 октября на Советскую площадь двигались колоны с
пяти направлений общей численностью более двадцати тысяч человек, основная
колона шла от пикета. Восьмого же числа на перекрытие пришло триста человек, из
них двести на автобусах привезли с ТМЗ. А теперь представьте себе, что эти
двадцать тысяч повернули 7 октября на перекрытие железной дороги. Малочисленность
перекрытия стала решающим ударом, после которого пикет уже не смог оправиться.
Большая часть пикетчиков была деморализована. Политика лавирования и
сдерживания привела к дискредитации пикета. Бездействие и бесполезное стояние
привело к разувериванию рабочих в нужности этой акции. Для того, чтобы провести
подобную акцию снова, понадобится больше усилий и времени убедить рабочих в
том, что новая акиия протеста не выльется в пустое махание флагами.
Спустя некоторое время стачком ТМЗ решил: в связи
с несогласием с проводимой штабом пикета политикой, присутствие представителей
ТМЗ приостановить, палатки из лагеря снять.
Пикет стал местом рождения нового революционного
комсомола. Через школу пикета прошло много молодёжи. 19 из них были приняты в
комсомол. Ребята попали в доселе неизвестную им обстановку товарищества, где
все были зажжены одной идеей. Многие из них впервые прочитали труды классиков
марксизма-ленинизма. Узнали, как эффективнее защищать свои права. Осознали,
насколько важна настоящая организация. Вернувшись в серую обыденную жизнь,
многие не смогли сохранить огонёк, зажжённый в них на пикете. Кто-то ушёл в
обывательщину, но для большей части пикетная школа коммунизма не прошла даром,
они по-прежнему ведут борьбу в рядах комсомола, рабочего движения.
С большой долей уверенности Ярославский пикет
можно назвать новой Коммуной. У Коммуны и у пикета идея была одна: избавить
рабочего от гнёта буржуазии. Как в Коммуне, так и на пикете отсутствовали
товарно-денежные отношения, еда, сигареты были бесплатные, каждый брал по своим
потребностям, при этом старался не обделить товарищей. Как в Коммуне, так и на
пикете охрану порядка осуществляла «народная милиция» (служба безопасности). В
ночное время в охране лагеря принимал участие весь народ. Были и отличия. Если
в коммуне руководство выбирали сами коммунары, то штаб пикета выбранным
пикетчиками не являлся… А если бы штаб выбирали сами пикетчики, то и судьба
всей акции протеста, уверен, была другой. Как бы ни злорадствовали наши враги,
но Парижская Коммуна не исчезла бесследно, она жива! Она снова и снова
возрождалась в Советской власти в 1905 г. и 1917 г., на «Горбатом» мосту и
пикете Ярославль-98. Наследники парижских коммунаров взяли власть в Ясногорске.
Трепещи, буржуй — революция продолжается!
Пикет простоял вблизи станции Приволжья
восемьдесят дней и ночей. 11 ноября 1998 года рабочий пикет Ярославль-98
прекратил своё существование. Пикет не смог добиться осуществления всех своих
требований, Для этого необходимо сплотиться всему трудовому народу в едином
порыве протестных действий. А почему не сплотились? Причин множество. То, что
«дрова не совсем подсохли», да и тактика штаба была порой неправильной и многое
другое. Главное, что не побоялись, выпрямились, встали хоть небольшой, но всё
же дружиной, готовой защищать права рабочего класса. И если сможем извлечь
уроки из наших ошибок, то новые 80 дней и ночей, я уверен, потрясут весь мир.