Инструкция по участию в подготовке учебника астрономии

Для начала даём ссылки на ранее опубликованные материалы на эту тему:

·         обоснование необходимости преподавания астрономии с подготовкой новой программы (2014)

·         о необходимости разработки принципиально нового учебника (2015)

·         о подходах к разработке нового учебника (12 апреля 2016)

Работа планируется по следующему алгоритму:

Этап I. Анализ новостей развития астрономческой науки за последние годы

Имеется в виду формирование аналитических материалов по космической отрасли за каждый месяц по образцу, как по ссылке

Алгоритм такой

1. мониторинг новостных публикаций по заранее подготовленному списку, формирование файлов в формате txt за каждый месяц

2. предварительное техническое сокращение текста (убрать лишние пробелы, технические символы и и.п.)

3. разбиение текста на 3 части

4. разбиение каждой из частей на более мелкие рубрики. В каждой из рубрик - упорядочить новости к хронологическом порядке.

Наиболее частые рубрики

5. Сведение трёх частей в один файл за каждый месяц и сокращение текста

что именно сокращать:

6. размещение в интернете:

- размещение файла с анонсом на main7

- разбиение по файлам (для подготовки учебной программы)

Состояние проекта на настоящий момент отражено в регулярно обновляемой картинке, которая вывешена в начале этой инструкции. Вы выбираете на этой схеме тот квадратик белого цвета, который вас больше всего интересует, сообщаете о своём выборе на адрес buslayev1@mail.ru и получаете необходимые материалы для работы (либо ссылку в интернете, по которой эти материалы размещены)

Для примера покажем, как делался материал за февраль 2012 года (почему именно за этот месяц - потому что на момент написания данной инструкции мы к нему ещё не приступали, поэтому можно показать все этапы с нуля.

1. Итак, в результате мониторинга появляется вот такой текстовый файл: http://www.minspace.ru/Kosmos/1/02-2012-01.txt

2. перед началом работы с файлом нужно его предварительно обработать, приведя текст из того вида, в котором он был скачан из интернета, в удобочитаемое состояние. Эта обработка включает в себя:

·         удаление лишних пробелов

·         перед гиперссылками - поставить слово "источник"

·         привести в единый формат все даты:

- дата ставится под заголовком

- вместо текстов типа "1 фев - РИА Новости" ставится "1 февраля 2012 г" (можно с помощью автозамены, причём иметь в виду, что перед фразой "РИА НовостИ" может стоять как дефис, так и длинное тире, поэтому операцию замены придётся проводить 2 раза)

·         вместо дат типа "01.02.2012" или "01.02.12" также ставится "1 февраля 2012 г" (также с помощью автозамены)

·         в ссылках на новости, взятых из РИА Новости и газеты "Известия", убрать технические знаки, начинающиеся со знака # после html

·         убрать части текста, не несущие смысловой нагрузки:

- в заметках от РИА Новости - вступительную часть (анонс) между заголовком и написанным крупными буквами названия города, так, чтобы под заголовком сразу шла дата

- технические слова, образующиеся в результате копирования с интернета (слова типа "комментировать", "распечатать" и др.

- имена журналистов, размещавших новости

- технические слова, появившиеся как комментарии к не попавшим в текст рисункам

- в новостях с сайта astronews.ru - заключительные фразы типа "исследование опубликовано в..."

- где надо - переместить даты в положенное им место (под заголовком)

как это выглядит на примере новостей из разных источников - см. на файле http://www.minspace.ru/Kosmos/1/02-2012-02.jpg

в результате получается вот такой файл: http://www.minspace.ru/Kosmos/1/02-2012-02.txt

3. все новости, находящиеся в полученном файле, разбиваем на 3 части в зависимости от тематических направлений:

Часть 1 - "Текущие новости" (куда входят вся информация о российской космонавтике, о вопросам международного сотрудничества, текущей космической деятельности разных государств на околоземной орбите, в т.ч. МКС и т.п.) - в итоге получается такой файл: http://www.minspace.ru/Kosmos/1/02-2012-03-1.txt

Часть 2 - "Перспективные зарубежные проекты". Сюда вносим информацию о тех западных проектах в космонавтике, в которых иностранные государства, увы, явно опережают Россию, и поэтому мы дожны следить за этими направлениями, чтобы не отстать. В итоге получается такой файл: http://www.minspace.ru/Kosmos/1/02-2012-03-2.txt

Часть 3 - "Научная информация" - содержит в первую очередь информацию о последних астрономических исследованиях. В результате получается такой файл: http://www.minspace.ru/Kosmos/1/02-2012-03-3.txt

4. следующий этап - разбиение каждой из этиз 3 частей на ещё более мелкие тематические направления

Внутри каждого из направлений новости сортируются в хронологическом порядке, и это даёт возможность удалить дублирование одной и той же новости двумя разными источниками (из нескольких новостных сообщений на одну и ту же тему оставить только одно)

Постоянные рубрики в части 1:

·         "Реформирование отрасли" (могут добавляться рубрики "Стратегия развития", "Кадровые изменения", "Борьба с коррупцией" в случае, если по ним будет большое количество новостей

·         "Космодром Восточный"

·         "Новости МКС" (как по российской, так и по зарубежной части)

·         "Исчерпание ресурса МКС" (под эту рубрику попадают не только неполадки, случающиеся на МКС, но и, например, регулярные подъёмы орбиты станции, которые, вообще говоря, являются нормальной плановой вещью, но в конце 1990-х годов сторонники затопления станции "Мир" выдавали каждый случай подъёма её орбиты за "Исчерпание ресурса станции", поэтому сейчас ценно копить статистику по этому вопросу)

·         "Дальнейшее развитие МКС" (проекты дальнейшего развития пилотируемой космонавтики после планируемого завершения эксплуатации МКС в 2020-2024 годах)

·         "Спутниковая группировка"

·         "Космические телескопы и ДЗЗ" (ДЗЗ - дистанционное зондирование Земли, попадает в одну рубрику с космическими телескопами по той причине, что спутники ДЗЗ (гражданский вариант шпионских спутников) - это те же телескопы, только повёрнутые не в космос, а к Земле)

·         "Коммерциализация и международное сотрудничество" (под эту рубрику попадают случаи коммерческих запусков иностранных спутников, планы космического туризма на российских кораблях, международные соглашения и др.)

Могут добавляться также отдельные рубрики в случае появления новостей по тематикам, не входящим в вышеперечисленные

Постоянные рубрики в части 2 (в случае наличия новостей на эти темы):

·         "Исследования Луны"

·         "Марсоходы"

·         "Марсианские орбитальные аппараты"

·         "Исследования Венеры" (далее - отдельные рубрики по исследованиям других тел Солнечной системы, в т.ч. Солнца, комет и астероидов)

·         "Китай"

·         "Космические программы других стран"

·         "Астрономическая техника" (имеется в виду наземная, т.к. для космических телескопов есть отдельная рубрика")

Могут также вводиться специальные рубрики, например, в связи с прибытием ранее запущенной АМС к цели назначения

В частях 1 и 2 общие пункты - "Космические корабли и ракеты нового поколения", "Новые технологии", "Космические телескопы и ДЗЗ", "Планы по Луне", "Планы по Марсу" - только в первой части это про российские проекты, во второй части - про иностранные

В качестве части 1 получается такой файл: http://www.minspace.ru/Kosmos/1/02-2012-04-1.txt

В качестве части 2 получается такой файл: http://www.minspace.ru/Kosmos/1/02-2012-04-2.txt

Часть 3 делится на следующие рубрики:

·         "Луна", "Марс", "Венера", Меркурий", "Юпитер" и далее все планеры в порядке удаления

·         "Плутон", "Транснептуновые объекты" (если новостей про Плутон мало, новости про него также можно внести в транснептуновые объекты)

·         "Кометы", "Астероиды" (если новостей про них мало, можно объединить в одну рубрику "Малые тела Солнечной системы")

·         "Солнце"

·         "Звёздная и галактическая астрономия"

·         "Экзопланеты", "Развитие жизни", "Поиск внеземных цивилизаций"

·         «Физика и космология" (можно также из неё выделить отдельную рубрику "Чёрные дыры", если было много новостей на эту тему)

В качестве части 3 получается такой файл: http://www.minspace.ru/Kosmos/1/02-2012-04-3.txt

5. Далее три части объединяем в один файл, получая заготовку для будущего аналитического материала за месяц. Его можно перевести в формат Word (rtf) для дальнейшего оформления. Для того, чтобы вести учёт объёма текста, необходимо придерживаться определённого стандарта в формате текста - здесь для текста используется шрифт Arial 12-го размера (с более крупными размерами для заголовков). В результате получается такой файл:

В этом файле приведён вариант оформления заголовков и частей текста

6. далее наступает этап работы, требующий самых больших затрат времени, но в то же время наиболее творческий. Необходимо сократить эти материалы, убрав из них всю часть, не несущую полезной нагрузки, сократив заметки только до основной информационной части.

В файле http://www.minspace.ru/Kosmos/1/02-2012-06-1.rtf отмечены, какие изменения необходимо сделать (жёлтым шрифтом с зачёркиванием - текст, который необходимо убрать, красным шрифтом - пояснения, почему это нужно сделать.

По ссылке http://www.minspace.ru/Kosmos/1/02-2012-06-2.rtf будет итоговый получившийся файл.

Удаляем те часть файла, которые мы наметили к удалению (в реальной работе можно удалять ненужные части сразу, без предварительного выделения).

Полученный файл будет по ссылке http://www.minspace.ru/Kosmos/1/02-2012-06-3.rtf

Во избежание перегруженности текста избыточной информацией установлен лимит на размер текста (не более 40 страниц шрифтом Times New Roman кеглем 12). Полученный файл укладывается в этот лимит, поэтому его можно размещать. Размещением занимается редактор сайта.

7. Аналитический материал за февраль 2012 года размещён по положенному адресу http://www.minspace.ru/Kosmos/2012/space02.html

На титульной странице ежемесячных аналитических материалов по космической отрасли http://www.minspace.ru/Kosmos/main7.html даётся ссылка на этот материал с анонсом, каковым является наиболее важное (на усмотрение редактора) событие месяца.

По усмотрению редакции, наиболее существенным событием февраля 2012 года стала замена США на Россию в проекте ExoMars.

Размещением этих материалов занимается редактор сайта.

8. следующим этапом является т.н. "разбиение по файлам". Имеется в виду, что в опубликованном в интернете проекте программы образования имеются главы, посвящённые отдельным темам, и в них ведётся сбор тематических новостей по каждой из тематик. Например:

·         по вопросам, связанным с планетами Солнечной системы и транснептуновым объектам (отдельные файл по каждой из сторон исследования каждой из планет): http://www.minspace.ru/edu5astr.html

·         по кометам: http://www.minspace.ru/Education/edu5astr-comettes.html

·         по астероидам: http://www.minspace.ru/Education/edu5astr-asteroids2.html

·         по Солнцу (отдельные файлы по разным направлениям исследований): http://www.minspace.ru/Education/edu6astr.html

·         по экзопланетам: http://www.minspace.ru/Education/shklovsky-ekzopl1.html

·         по вопросам развития жизни и разумной жизни на планетах и поиску внеземных цивилизаций (отдельные файлы по разным направлениям исследований): http://www.minspace.ru/edu9astr.html

·         по космическим телескопам и системам дистанционного зондирования Земли (отдельно по России, по западным и азиатским странам, это направление выделяется в отдельный пункт, т.к. космические телескопы станут одним из первоочереных пунктов нашей будущей космической программы): http://www.minspace.ru/Projects/text4-2.html

·         по планам по освоения Луны (как российским, так и зарубежным): http://www.minspace.ru/Kosmos/luna.html

·         по планам по освоения Марса (как российским, так и зарубежным): http://www.minspace.ru/Kosmos/mars.html

·         по теме "Исчерпание ресурса МКС" (сюда входят как неполадки, случающиеся на МКС, так и периодические подъёмы её орбиты, эта тема важна для разоблачения политики российских властей, которые в конце 1990-х годов всячески раздували подобные случаи неполадок на станции "Мир" как свидетельство "исчерпания ресурса" станции: http://www.minspace.ru/Kosmos/ischerp.html

·         по теме дальнейшего развития МКС после прекращения её эксплуатации: http://www.minspace.ru/Kosmos/mir2-01-2015.html

·         по теме строительства космодрома "Восточный": http://www.minspace.ru/Kosmos/vostochny01-2015.html

Публикации по вопросам, не входящие в перечисленный список, не используются.

Файл аналитического материала, предназначенный для разбиения по отдельным файлам (т.е. без тех частей, частей, которые не войдут в файл), дан по ссылке (c с сохранением из формата Word в формат html): http://www.minspace.ru/Kosmos/1/02-2012-06-razbienie.html

В каждый из вышеизложенных тематических файлов нужно ввести соответствующий отрывок за февраль 2016 года в хронологическом порядке. Для более наглядного пояснения по соседству с некоторыми из файлов указаны файлы, название которых отличается от основного добавлением к названию текста "-2012" перед расширением html, в которых место, куда надо вставить отрывок за февраль-2012, выделен жёлтым цветом. Т.е. если файл для космодрома "Восточный" имеет название http://www.minspace.ru/Kosmos/vostochny01-2015.html, а файл с образцом, куда вставить отрывок за февраль-2012, имеет название http://www.minspace.ru/Kosmos/vostochny01-2015-2012.html

образец файла про дальнейшее развитие МКС: http://www.minspace.ru/Kosmos/mir2-01-2015-2012.html

образец файла про исследования Луны: http://www.minspace.ru/Education/edu5astr/Luna/2004-2012.html (обратите внимание, что отрывок за февраль-2012 вставлен не в начало файла, а в середину, т.к. имеется множество новостей, датированных периодом более ранним, чем февраль-2012; дата 2004 в названии файла означает первый год, когда фал стал пополняться новостями)

образцы файлов про исследования Солнца:

образец файла про поиски внеземных цивилизаций: http://www.minspace.ru/Education/shklovsky-seti-2012.html

II. Подготовка предварительных материалов для учебника

Подготовленный массив информации (в основу которого положены классические тексты учебников по астрономии и добавленные к ним материалы исследований за годы, прошедшие с момента их выпуска)

В качестве классических учебников используются:

·         по звёздной и галактический астрономии - книга И.С.Шкловского "Звёзды, их рождение жизнь и смерть"

·         по строению и эволюции Вселенной - книга С.Вайнберга "Первые три минуты"

·         по экзопланетам и проблемам развития внеземной жизни и разума - книга И.С.Шкловского "Вселенная, жизнь, разум"

·         по Солнцу - ?

·         по планетам Солнечной системы - хороших классических учебников нет, поэтому необходимо компилировать эти предварительные тексты из материалов, размещенных по ссылке http://www.minspace.ru/edu5astr.html

Эти тексты разбиваются на файлы, соответствующие главам учебной программы

При подготовке этих файлов проблема с добавлением картинок (в тех видах, в которых эти учебники представлены в интернете, они даны либо без картинок, либо для выделения картинок необходим распознавание текстов из форматов PDF или DjV

Возможно, следует заменить картинки из старых учебников на современные

К подготовленным файлам добавляются современные данные, извлечённые из аналитических материалов по космической отрасли

III. Окончательная подготовка учебника

1. Из подготовленных таким образом файлов делаются тексты глав учебника, которые выкладывается в интернете в виде текстовых файлов, сопровожденных графической информацией.

2. На основе этих файлов:

- производится верстка макетов бумажных учебников

- изготавливются файлы электронные учебники для ридеров

3. Изготовленные материалы передаются заказчику либо предлагаться на общественное обсуждение.