Подводный робот на колесах обработает подводные сооружения антикоррозионным составом 31.03.24
Инженеры из Общества Фраунгофера разработали подводный робот Crawfish
для технического обслуживания подводной части морских сооружений,
таких, например, как ветрогенераторы, нефтяные платформы, волновые и
приливные электростанции. Робот имеет гибридную конструкцию, состоящую
из подводного дрона и модуля с колесами, а также набор полезных
инструментов. Его можно использовать для дистанционного поиска
повреждений, трещин в сварных швах, а также для нанесения
антикоррозионного покрытия, сообщает New Atlas.
Подводные части нефтяных платформ, оффшорных ветроэнергетических
установок и других морских инженерных сооружений периодически нуждаются
в осмотре, антикоррозийной обработке и проверке целостности сварных
швов. Обычно эти подводные работы выполняются промышленными водолазами,
однако уже в недалеком будущем их могут заменить роботы. Например,
некоторое время назад стартап SubUAS совместно с исследователями из
Ратгерского унивеситета в Нью-Джерси создали дрон-октокоптер Naviator
для обследования надводной и подводной части мостов, который способен
не только летать, но и плавать под водой, используя пропеллеры как
винты.
Однако Naviator можно использовать лишь для визуального обследования
конструкций. В отличие от него, подводный робот Crawfish, созданный
инженерами из группы Умных океанических технологий Общества
Фраунгофера, не умеет летать. Зато он может передвигаться по
поверхности подводной части морских сооружений, таких как ветряные
турбины, волновые и приливные электростанции, выполняя работы по их
техническому обслуживанию.
Робот имеет гибридную конструкцию. Он состоит их двух компонентов.
Сверху располагается коммерчески доступный подводный дрон BlueROV2
производства калифорнийской компании Blue Robotics. Нижняя часть —
модуль с четырьмя эластомерными колесами, каждое из которых вращается
собственным электромотором и может управляться отдельно от остальных.
Здесь же располагается различное оборудование, необходимое для работы:
камера, щётка для очистки поверхности и нанесения антикоррозийного
состава, и считывающая головка для активации и снятия показаний
датчиков CoMoBelt, системы разработанной инженерами Общества
Фраунгофера для мониторинга состояния подводного сооружения. Наборы
сенсоров CoMoBelt устанавливаются в различных точках конструкции и
обнаруживают трещины в сварных швах с помощью ультразвуковых волн.
Масса Crawfish составляет 22 килограмма, поэтому для его спуска в воду
не требуется кран — с этим легко справятся два человека. Управление
осуществляется дистанционно через кабель. В толще воды робот
передвигается за счет винтов, расположенных на дроне, а достигнув
объекта, Crawfish разворачивается на 90 градусов и прижимается колесами
к поверхности сооружения. Винты обеспечивают прижимную силу до 90
ньютон. Благодаря этому робот может ездить по стенам и опорам
сооружений под водой, используя привод колес.
Оператор использует бортовую камеру робота для удаленной инспекции
технического состояния поверхности объекта в реальном времени. В случае
обнаружения нарушения антикоррозионного покрытия, его восстанавливают,
нанося слой защитного материала. Для этого используется дистанционно
управляемая щетка, которая размазывает по обрабатываемой поверхности
поступающую в нее через трубку антикоррозионную краску.
На одном заряде батареи при движении по вертикальной поверхности с
включенными винтами, обеспечивающими прижимную силу в 50 ньютон, робот
может проработать 25 минут. Время свободного плавания — 60 минут.
Максимальная глубина, на которую способен погрузиться Crawfish,
составляет 50 метров.
Иногда сложно создать робота, который мог бы работать одинаково
эффективно в разных средах. В этом случае инженеры используют несколько
роботов в симбиозе. Например, китайские и японские разработчики создали
систему из мультикоптера и подводного робота. Дрон-носитель помогает
роботу быстро добраться до места погружения по воздуху, после чего
садится на воду и выпускает его. Связь между роботами при этом
поддерживается через кабель, а управляющие сигналы дрон получает от
удаленного оператора.