Скандал вокруг иконы «Троица» - фейки и реальность

 

Вслед за предыдущей статьёй про разоблачение ряда фейков про Украину, на этот раз разоблачим фейки про недавний скандал с иконой А.Рублёва «Троица» (когда, напомним, вопреки протестам искусствоведов и музейного сообщества эту икону перенесли из Третьяковской галереи в церковь, где для неё нет необходимых условий хранения). И вот в одной из московских районных официозных газет один постоянный автор публикаций на клерикальные темы выступил со статьёй, где в агрессивной форме «обосновывается»  передача этой иконы церкви. И нужно разоблачить излагаемые там фейки (которые в той или иной форме повторяют и другие клерикалы)

 

 

Фейк №1 – «разве не церкви должна принадлежать икона, если она была заказана Андрею Рублёву церковью»

Правда: этому нет никаких подтверждений – всё знающая Википедия сообщает    - «Документальных свидетельств об авторстве и истории создания «Троицы» не сохранилось» (и далее длительный рассказ о соответствующих исторических исследованиях)

 

Фейк №2 – «икона принадлежала церкви, а «богоборческое государство её отобрало».

Правда: икона «Троица» никогда не была собственностью церкви. Хотя бы по той причине, что РПЦ  получила право иметь собственность только в 1990 году. Согласно декрету 1918 года церковь была лишена права иметь собственность, а при царях церковь была государственной структурой (патриархи при первых Романовых были соправителями царя, а после Петра I Синод и вообще имел статус министерства). Поэтому таки да, с древнейших времён и до 1990 года всё движимое и недвижимое имущество РПЦ было собственностью государства, которая, действительно предоставляла церкви эту свою собственность в пользование. Т.е. икона «Троица» изначально была в собственности государства.

 

Фейк №3 – «А.Рублёв имеет авторские права на свою икону и не давал согласия на то, чтобы её выставляли на всеобщее обозрение»

Правда: выдающиеся предметы искусства (такие, как та же «Троица») являются общественным достоянием, и поэтому на них не распространяются авторские права (которых всё равно во времена Рублёва не существовало)

 

Фейк №4 – «икона это не предмет искусства, а предмет поклонения, поэтому её судьба должна решаться не на реставрационном совете, а в более высокой инстанции» (что именно автор имел в виду под этой «более высокой инстанцией» - господа бога или «счастливого бункерного дедушку» - история умалчивает).

Правда: если хотите молиться перед той или иной конкретной иконой - никто не мешает вам это делать перед её репродукциями, которые, согласно вашим же церковным канонам, имеют одинаковую божественную силу с оригиналом. Но поскольку статью Конституции о светском государстве никто не отменял, то и решение о судьбе тех или иных предметов искусства должны принимать не отделённые от государства лица, а уполномоченные государственные органы.